Влияние социально-экономического статуса семьи на образовательные
Ключевые слова:
образовательное неравенство, социально-экономический статус семьи, академическая успеваемость, учебная мотивация, социология образования, смешанные методы.Аннотация
Данное исследование посвящено анализу влияния социально-экономического статуса семьи на образовательные достижения и мотивацию учащихся средней школы. Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления факторов, определяющих академическую успешность школьников в условиях социального неравенства. Цель работы – установить характер и степень взаимосвязи между социально-экономическим положением семьи и образовательными результатами учащихся. Задачи включали проведение социологического опроса родителей и детей (n=500), анализ школьной документации, экспертные интервью с педагогами (n=20). Использованы методы описательной и индуктивной статистики, контент-анализ, обоснованная теория. Результаты показали, что высокий социально-экономический статус семьи в целом положительно сказывается на успеваемости и мотивации школьников, но эта связь опосредуется рядом дополнительных переменных (структура семьи, образование родителей, вовлеченность в учебный процесс). Установлено, что материальные и образовательные ресурсы семьи значимо влияют на доступность качественного школьного образования. Вместе с тем, ведущую роль в достижении высоких образовательных результатов играют не столько статусные характеристики, сколько характер детско-родительских отношений, академические ожидания и ценность образования в семье. Полученные результаты углубляют научные представления о механизмах образовательного неравенства и могут использоваться для разработки программ поддержки учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом. Перспективы исследования связаны с кросс-культурным анализом выявленных закономерностей, изучением компенсаторных возможностей школы в нивелировании негативных эффектов семейного неблагополучия.
Библиографические ссылки
Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 551 с.
Косякова Ю. А. Социально-экономический статус семьи и результаты обучения в средней школе в России // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 4. С. 139-167.
Попова Д. О. Как семьи выбирают школу? Ценности, информация и «добровольная сегрегация» в Москве // Вопросы образования. 2020. №. 1. С. 174-195.
Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257-277.
Собкин В.С., Калашникова Е.А. Социальное неравенство и вопросы доступа к качественному образованию // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 16. № 28. С. 10-38.
Фрумин И.Д., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ // Народное образование. 2012. № 1. С. 17-24.
Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. Т. 19. №. 5. С. 66-89.
Chankseliani M., Ivaniushina V., Alexandrov D. Escaping homelands with limited employment and tertiary education opportunities: outbound student mobility from post-soviet countries // Population, space and place. 2021. Vol. 27. № 3. рр. 4-24.
Chung J.E., An N. Mediating effect of self-efficacy on the relationship between socio-economic status and academic achievement among adolescents: A cross-country comparison // International journal of adolescence and youth. 2022. Vol. 27. № 1. pp. 244-257.
Huang J., Guo B., Kim Y. Parental income and unequal opportunity in education: China and the United States // Chinese sociological review. 2020. Vol. 52. № 1. pp. 1-28.
Jerrim J., Volante L. Socioeconomic Inequalities in achievement in the International Baccalaureate (IB) Programme: Evidence from Australia and England // Oxford review of education. 2021. Vol. 47. № 5. pp. 624-642.
Matsuoka R. Inequality in shadow education participation in an egalitarian compulsory education system // Comparative education review. 2019. Vol. 63. № 4. pp. 565-586.
Pensiero N., Green A., Schoon I. Adapting to the changing labour market: socioeconomic inequality in school-to-work transitions // Journal of youth studies. 2022. Vol. 25. № 9. pp. 1321-1337.
Van de Werfhorst H.G. Early tracking and social inequality in educational attainment: educational reforms in 21 european countries // American journal of education. 2019. Vol. 126. № 1. pp. 65-99.