Роль учителя в формировании социальной компетентности и гражданской ответственности у школьников в условиях многонационального общества
Ключевые слова:
социальная компетентность, гражданская ответственность, поликультурное образование, воспитательная деятельность, педагогическое взаимодействие, многонациональное общество, социализация школьниковАннотация
В условиях многонационального общества роль учителя в формировании социальной компетентности и гражданской ответственности школьников приобретает особую значимость. Анализ современной научной литературы выявляет необходимость комплексного исследования данной проблемы с учетом новых социокультурных реалий (Байбородова, 2018; Бессарабова, 2020). Цель работы – определить ключевые факторы и механизмы влияния педагога на развитие у учащихся навыков эффективного межкультурного взаимодействия и активной гражданской позиции. Исследование опирается на интеграцию системно-деятельностного, аксиологического и поликультурного подходов. Эмпирическая база включает данные анкетирования и интервьюирования 150 учителей и 600 школьников 9-11 классов из 10 регионов РФ. Выборка репрезентативна по этнокультурному составу. Статистическая обработка данных проводилась с применением критерия χ2 Пирсона. Установлено, что ведущими факторами влияния учителя являются: 1) его аксиологические установки и гражданская позиция; 2) содержание и методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин; 3) стиль педагогического взаимодействия; 4) организация внеучебной деятельности поликультурной направленности. Разработана процессуальная модель формирования исследуемых качеств школьников. Полученные результаты углубляют научные представления о механизмах влияния учителя на социализацию учащихся в поликультурном образовательном пространстве. Предложенная модель может служить основой для проектирования воспитательных систем школ. Перспективы исследования связаны с кросс-культурной верификацией выявленных закономерностей.
Библиографические ссылки
Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Теория и методика воспитания поликультурной личности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 172 с.
Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 41-49.
Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Теория и методика воспитания: учеб. для студ. пед. вузов. Волгоград: ВГИПК РО, 2016. 322 с.
Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д: РГПУ, 2018. 176 с.
Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: Прометей, 2022. 272 с.
Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.Г. Панова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2019. 1160 с.
Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. 2021. № 4. С. 3-14.
Banks J.A., Cherry A. Multicultural education: Characteristics and goals // Multicultural education: issues and perspectives. Ed. by J.A. Banks, C.A.M. Banks. NY: Wiley, 2019. рр. 2-23.
Bartolo P., Smyth G. Teacher education for diversity. International encyclopedia of education. Еds. by P. Peterson, E. Baker, B. McGaw. Oxford: Elsevier, 2020. pp. 593-599.
Bennett C. Comprehensive multicultural education: Theory and practice. Boston: Allyn & Bacon, 2018. 436 p.
Bhikhu P. Rethinking multiculturalism: Cultural diversity and political theory. NY: Palgrave Macmillan, 2022. 379 p.
Bogotch I., Schoorman D., Miron L. Multicultural education, social justice, and the preparation of educational leaders. Handbook of research on educational leadership for diversity and equity. Ed. by C.A. Mullen. NY: Routledge, 2021. pp. 60-78.
Choi S., Lee M., Park S. Exploring the influences of school context on Korean students' intercultural sensitivity // International journal of educational research. 2020. Vol. 99. pp. 101-510.
Gollnick D.M., Chinn P.C. Multicultural education in a pluralistic society. Boston: Pearson, 2017. 384 p.
Hajisoteriou C., Angelides P. Adopting and promoting multilingualism and multiculturalism as orthodoxy in European schools // European educational research journal. 2021. Vol. 20. № 3. pp. 347-363.