Роль педагогических подходов в формировании социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями
Ключевые слова:
инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, социальная адаптация, интеграция, педагогические подходы, психолого-педагогическое сопровождение.Аннотация
Статья посвящена исследованию роли педагогических подходов в формировании социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных стратегий инклюзивного образования в условиях современных вызовов. Цель работы – выявить и обосновать ключевые педагогические условия, способствующие успешной социализации детей с ООП. Методологическую базу составили: анализ нормативно-правовых документов и научной литературы, анкетирование педагогов (n=120), серия полуструктурированных интервью с родителями (n=20), кейс-стади инклюзивных практик (n=5). Количественные данные обработаны методами дескриптивной и индуктивной статистики, качественные – посредством контент-анализа и концептуального картирования. Установлено, что ведущими факторами социальной адаптации выступают: раннее начало психолого-педагогического сопровождения, командный подход, опора на сильные стороны ребенка, активное вовлечение семьи. Выявлены типичные институциональные барьеры и ограничения, предложен комплекс рекомендаций по их преодолению. Результаты исследования значимы для развития инклюзивного образовательного пространства и могут быть использованы при проектировании адаптивных образовательных программ. Перспективные направления работы связаны с кросс-культурным анализом инклюзивных практик, изучением отсроченных социальных эффектов инклюзии.
Библиографические ссылки
Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 244-268.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. М.: Просвещение, 2009. 319 с.
Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. М.: МГППУ, 2011. С. 7-9.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
Ainscow M. Improving schools, developing inclusion. L: Routledge, 2006. 232 p.
Anastasiou D., Kauffman J.M. The social model of disability: Dichotomy between impairment and disability // Journal of medicine and philosophy. 2013. Vol. 38. № 4. рр. 441-459.
Avramidis E., Norwich B. Teachers' attitudes towards integration / inclusion: a review of the literature // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 17. № 2. рр. 129-147.
Cologon K. Inclusion in education: towards equality for students with disability. Sydney: Children with disability Australia, 2013. 56 p.
Farrell P. SEN inclusion and pupil achievement in English schools // Journal of research in special educational needs. 2007. Vol. 7. № 3. рр. 172-178.
Göransson K., Nilholm C. Conceptual diversities and empirical shortcomings – a critical analysis of research on inclusive education // European journal of special needs education. 2014. Vol. 29. № 3. рр. 265-280.
Mitchell D. What really works in special and inclusive education: Using evidence-based teaching strategies. L: Routledge, 2014. 331 p.
Norwich B. Categories of special educational needs: The SAGE handbook of special education. Ed. by L. Florian. L: SAGE Publications, 2014. рр. 55-71.
Slee R. The irregular school: Exclusion, schooling and inclusive education. L: Routledge, 2011. 219 p.