Влияние культурного капитала семьи на образовательные траектории и социальную мобильность учащихся из различных этнических групп
Ключевые слова:
культурный капитал, этнические группы, образовательное неравенство, социальная мобильность, межкультурное образованиеАннотация
Исследование посвящено анализу влияния культурного капитала семьи на образовательные траектории и социальную мобильность учащихся из различных этнических групп. Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью роли культурных ресурсов в формировании образовательного неравенства в полиэтничных сообществах. Цель работы - выявить механизмы и эффекты воздействия инкорпорированных, объективированных и институционализированных форм культурного капитала на образовательные достижения и социальный статус учащихся с учетом их этнической принадлежности. Методология исследования основана на комплексном применении количественных и качественных методов, включая анкетный опрос (n=1500), полуструктурированные интервью (n=120), анализ документов. Сформирована стратифицированная выборка, репрезентирующая ключевые этнические группы региона. Статистический анализ данных выполнен с использованием методов описательной статистики, корреляционного и регрессионного анализа. Результаты показывают, что высокий уровень культурного капитала семьи значимо повышает шансы на успешное обучение и восходящую социальную мобильность вне зависимости от этнической принадлежности. При этом выявлены специфические для разных этнических групп паттерны конвертации культурного капитала в образовательные достижения. Практическая значимость работы связана с возможностями оптимизации образовательной политики и практик с учетом культурного разнообразия.
Библиографические ссылки
Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.
Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014.
Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257-277.
Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 11-43.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014.
Lareau A. Unequal childhoods: class, race, and family life. Berkeley: University of California Press, 2011.
Jæger M.M. Does cultural capital really affect academic achievement? New evidence from combined sibling and panel data // Sociology of education. 2011. Vol. 84. № 4. рр. 281-298.
Tan C.Y. Examining Cultural capital and student achievement: Results of a meta-analytic review // Alberta journal of educational research. 2017. Vol. 63. № 2. рр. 139-159.
Andersen P.L., Hansen M.N. Class and cultural capital – the case of class inequality in educational performance // European sociological review. 2012. Vol. 28. № 5. рр. 607-621.
Breinholt A., Jæger M. M. How does cultural capital affect educational performance: Signals or skills? // British journal of sociology. 2020. Vol. 71. №1. рр. 28-46.
Martin M.A., Shalowitz M.U., Mijanovich T., Clark-Kauffman E., Perez E., Berry C. A. The effects of acculturation on asthma burden in a community sample of Mexican American schoolchildren // American journal of public health. 2007. Vol. 97. №7. рр. 1290-1296.
Dumais S. A. Cultural capital and first-generation college success // Poetics. 2019. Vol. 77. рр. 101-366.
Gaddis S.M. The Influence of Habitus in the Relationship Between Cultural Capital and Academic Achievement // Social Science Research. 2013. Vol. 42. № 1. рр. 1-13.
Sullivan A. Cultural Capital and Educational Attainment // Sociology. 2001. Vol. 35. № 4. рр. 893-912.
Yamamoto Y., Brinton M.C. Cultural capital in east asian educational systems: The case of Japan // Sociology of Education. 2010. Vol. 83. № 1. рр. 67-83