Взаимосвязь между школьной средой и социальным поведением подростков в контексте профилактики девиантного поведения
Ключевые слова:
школьная среда, социальное поведение подростков, девиантное поведение, профилактика, воспитательная работа, социально-педагогическое сопровождениеАннотация
Данное исследование посвящено анализу взаимосвязи между школьной средой и социальным поведением подростков в контексте профилактики девиантного поведения. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных стратегий предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях образовательных организаций. Цель работы - выявить ключевые факторы школьной среды, оказывающие влияние на социальное поведение подростков, и определить перспективные направления профилактической деятельности. В ходе исследования применялся комплекс методов, включающий теоретический анализ научной литературы, анкетный опрос учащихся (n=450), серию фокус-групп с педагогами (n=30), контент-анализ школьной документации. Установлено, что ведущими факторами школьной среды, ассоциированными с риском девиантного поведения, выступают: неблагоприятный психологический климат, дефицит доверительных отношений с учителями, низкая вовлеченность во внеучебную деятельность. Выявлена значимость целенаправленного формирования просоциальных установок в подростковой среде средствами воспитательной работы. Полученные результаты углубляют научные представления о средовой детерминации девиантного поведения и открывают возможности для проектирования профилактических программ в образовательной практике. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой и апробацией модели социально-педагогического сопровождения подростков группы риска в школьных условиях.
Библиографические ссылки
Андреева Д.А. Проблемы девиантного поведения подростков в современной психолого-педагогической науке // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 99-108.
Волкова Е.Н., Волкова И.В. Подростковая агрессия в школе: результаты теоретического и эмпирического анализа // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. №1. С. 12-24.
Воробьева К.А. Профилактика девиантного поведения подростков в образовательной среде // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 156-164.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2018. 288 с.
Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 5(133). С. 189-195.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб.: Питер, 2018. 282 с.
Карпова А.Ю., Мелик-Пашаев А.А. Девиантное поведение подростков и молодежи: теоретико-методологические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 1. С. 5-18.
Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М.: Владос, 2017. 286 с.
Кондратьев М.Ю. Социально-психологические проблемы подростков «группы риска» в образовательной среде // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 71-82.
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от социально-психологических характеристик семьи и сверстников // Мир психологии. 2019. № 2(98). С. 223-235.
Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. М.: Генезис, 2020. 216 с.
Сафронова М.В., Осипова Л.Б. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 1(61). С. 19-27.
Светличная Т.Г., Смирнова Е.А. Подростковое курение: медико-социальные и психологические аспекты // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 142-151.
Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.: МПСИ, 2008. 208 с.