Исследование гендерных стереотипов в образовательной системе и их влияние на академические успехи и профессиональные предпочтения учащихся
Ключевые слова:
гендерные стереотипы, гендерное неравенство, образование, академические успехи, профессиональные предпочтения, феминистская педагогика, скрытый учебный план.Аннотация
Данное исследование посвящено анализу гендерных стереотипов в образовательной системе и их влияния на академические успехи и профессиональные предпочтения учащихся. Актуальность темы обусловлена сохраняющимся неравенством в образовательных и карьерных траекториях мужчин и женщин, несмотря на формальное равенство возможностей. Цель работы – выявить и охарактеризовать специфические механизмы воспроизводства гендерных стереотипов в школьной и университетской среде. Задачи включают: 1) систематизацию теоретических подходов к проблеме; 2) анализ практик гендерной стереотипизации в педагогическом процессе; 3) выявление связи между интернализацией стереотипов, академической успешностью и профессиональным выбором. Методология исследования носит комплексный характер. На теоретическом уровне осуществлен анализ социологической, психологической, педагогической литературы. Эмпирическая часть выполнена в русле качественной стратегии и включает серию полуструктурированных интервью со старшеклассниками, студентами и преподавателями (n=40), а также анализ учебных материалов и практик взаимодействия в классе/аудитории. Результаты показывают, что: 1) Несмотря на эгалитарный дискурс, образовательные учреждения de facto продолжают транслировать гендерные стереотипы; 2) Стереотипные представления влияют на самовосприятие и уровень притязаний учащихся, опосредуя их академические успехи; 3) Профессиональные предпочтения формируются под давлением усвоенных предписаний о «мужских» и «женских» занятиях. Проведенный анализ углубляет понимание феномена гендерного неравенства в образовании, демонстрируя тонкие, часто неосознаваемые механизмы его воспроизводства. Полученные данные можно использовать для разработки практических рекомендаций по минимизации гендерных стереотипов в педагогическом процессе. Перспективы исследования связаны с кросс-культурной проверкой полученных результатов, а также изучением субъективных стратегий преодоления стереотипизации самими учащимися.
Библиографические ссылки
Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2001. 80 с.
Александрова Е.А., Аракелян С.М. Гендерный подход в практике школьного психолога // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 93-99.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: уч. пос. СПб: Изд-во Европейского университета, 2015. 768 с.
Клецина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // Женщина в российском обществе. 2007. №3. С. 60-65.
Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: уч. пос. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. 229 с.
Смирнова А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. М.: Олита, 2005.
Blickenstaff J.C. Women and science careers: leaky pipeline or gender filter? // Gender and Education. 2005. Vol. 17. № 4. рр. 369-386.
Jacobs J.A. Gender Inequality at Work. Thousand Oaks, CA: Sage, 1995.
Kollmayer M., Schober B., Spiel C. Gender stereotypes in education: development, consequences and interventions // European journal of developmental psychology. 2016. Vol. 15. № 4. рр. 361-377.
Legewie J., DiPrete T.A. The high school environment and the gender gap in science and engineering // Sociology of education. 2014. Vol. 87. № 4. рр. 259-280.
Margolis J., Fisher A. Unlocking the сlubhouse: women in сomputing. Cambridge: MIT Press, 2002. 172 p.
Ramirez F., Wotipka C. Slowly but surely? The global expansion of women's participation in science and engineering fields of study, 1972-1992 // Sociology of education. 2001. Vol. 74. pp. 231-251.
Robnett R.D. Gender Bias in STEM Fields: Variation in prevalence and links to STEM self-concept // Psychology of women quarterly. 2016. Vol. 40. №1. pp. 65-79.
Thorne B. Gender play: girls and boys in school. New Brunswick: Rutgers University Press, 1993. 237 p.
Xie Y., Shauman K.A. Women in science: career processes and outcomes. Cambridge: Harvard University Press, 2003. 318 p.