Развитие уровня произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.25726/h9375-7790-3741-dКлючевые слова:
внимание, произвольное внимание, дошкольник, дети старшего дошкольного возраста, методы развития, диагностика, методикаАннотация
Актуальность проблемы развития произвольного внимания обусловлена несколькими факторами. Во-первых, современный мир предлагает детям массу информации и различных стимулов, которые могут отвлекать их внимание. Быстро меняющаяся технологическая среда, насыщенность различными игровыми и развлекательными программами создают постоянные вызовы для произвольного внимания детей. Во-вторых, успешное освоение программы требует умения контролировать свое внимание и переключаться между задачами. Отсутствие данного навыка может привести к трудностям в обучении и развитии ребенка. В ходе проводимого нами исследования анализировалась научно-педагогическая, психологическая, методическая литература, а также опыт педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, по теме «Произвольное внимание детей дошкольного возраста». Анализ литературы показал, что произвольное внимание выступает в роли важного психического процесса, влияющего на формирование личности в целом и на успешность обучения в общем. Для проведения исследования в старшей группе № 4 «Пчелки» в «Специальной (коррекционной) начальной школе – детском саду № 2» в городе Нерюнгри нами были подобраны диагностические методики, направленные на выявление уровня произвольного внимания дошкольников. В данной статье подробно описаны полученные результаты в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, а также предложены методы для развития произвольного внимания у детей.
Библиографические ссылки
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Сфера, 2016. 185 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 184 с.
Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 688 с.
Рибо Т. Психология внимания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. 369 с.
Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
Тонких А.П. Математика : учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031200 - педагогика и методика начального образования : в 2 кн. 2-е изд., испр. Москва: Кн. дом Университет, 2008. 20 с.
Шаврыгин С.М., Чистякова Н.А. Психолого-педагогические методы В.Ф. Одоевского на примере очерков писателя и сказки «Городок в табакерке» // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 8(66). С. 103-108. DOI 10.25726/g8621-0461-4847-h. EDN LTFOWF.