Рабочие модели обучения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений цифровым навыкам
DOI:
https://doi.org/10.25726/z6664-2757-1410-bКлючевые слова:
цифровизация образовательной сферы, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровые навыки в профессиональной среде, модели цифровых компетенций, инновационные модели обучения цифровым навыкамАннотация
Стремительное развитие технологий в последние годы привело к появлению новых профессий и исчезновению традиционных. Согласно различным отчетам и прогнозам, в следующем десятилетии на рынке труда произойдут значительные изменения, причем многие будущие профессии будут прямо или косвенно связаны с цифровизацией и роботизацией. Это означает, что сектор образования, в частности, должен подготовиться к обучению и переподготовке своих преподавателей, чтобы не отставать от быстро меняющегося ландшафта цифровых технологий. В условиях «Четвертой промышленной революции» высшим учебным заведениям настоятельно необходимо обратить внимание на формирование цифровой культуры и способствовать развитию цифровых навыков преподавательского состава. Это связано с тем, что преподаватели играют важную роль в формировании следующего поколения студентов, которые будут в авангарде технологического развития. Быстрые темпы цифровизации превысили темпы развития навыков, необходимых для использования цифровых технологий в образовательной сфере. В связи с этим возникают важные вопросы о том, как подготовить студентов, которые станут лидерами этого прогрессивного развития мира, и как подготовить и переподготовить профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, чтобы они обладали необходимыми цифровыми навыками и компетенциями. В статье рассматриваются рабочие модели обучения цифровым навыкам профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений по направлениям подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» и 09.03.02 «Информационные системы и технологии», обсуждается важность как «жестких», так и социальных навыков, включая межпрофессиональные компетенции, в эпоху цифровых технологий. В статье подчеркивается необходимость сбалансированного подхода к развитию цифровых навыков и социальных навыков, таких, как работа в команде, общение и эмоциональный интеллект. Выводы статьи будут интересны руководителям, профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений и бизнес-школ, а также компаниям, предоставляющим образовательные решения в сфере дополнительного профессионального образования. Результаты исследования будут актуальны для специалистов в области образования всех уровней в Российской Федерации, стремящихся адаптироваться к новой эре «Четвертой промышленной революции». В статье представлены инновационные модели обучения цифровым навыкам, которые могут помочь высшим учебным заведениям справиться с вызовами цифровой эпохи, а также способствовать развитию ответственного использования технологий.
Библиографические ссылки
Атлас новых профессий 3.0. Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с.
Буцык С.В. Программы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования Сингапура // Открытое образование. 2012. №1. С. 78-84.
Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072.
Лапыко Т.П., Тонких А.П., Данилова Т.В. Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 57- 65.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=36749
Щедровицкий П.Г. В поисках формы// Иное. Том 2. 1995. Москва, С. 283-318.