Компетентностный подход в обучении студентов высших учебных заведений в рамках дисциплин «Линейная алгебра» и «Математический анализ»
Ключевые слова:
компетентностный подход, линейная алгебра, математический анализ, высшее образование, профессиональные компетенции, педагогический эксперимент.Аннотация
Статья посвящена применению компетентностного подхода в преподавании линейной алгебры и математического анализа в высшей школе. Цель исследования - разработать и апробировать методику формирования ключевых компетенций студентов в рамках данных дисциплин. На основе анализа литературы и эмпирических данных выделены основные проблемы реализации компетентностного подхода и предложены пути их решения. Методами исследования выступили: теоретический анализ научных публикаций, анкетирование преподавателей (n=54) и студентов (n=312), педагогический эксперимент. Выявлены три кластера компетенций, развитие которых должно стать приоритетом в обучении линейной алгебре и математическому анализу: 1) способность применять математический аппарат для решения прикладных задач (r=0,87); 2) умение работать в команде над проектами (r=0,74); 3) критическое мышление и креативность в исследованиях (r=0,69). Предложена методика поэтапного формирования данных компетенций, доказана ее эффективность (p<0,01). Полученные результаты имеют теоретическую ценность для развития компетентностного подхода и практическую значимость для совершенствования математического образования в вузах. Перспективы исследования связаны с разработкой диагностического инструментария для оценки уровня сформированности математических компетенций.
Библиографические ссылки
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. -№ 10. С. 8-14.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.
Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: уч. пос. Ижевск: ИЦ «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006. 240 с.
Guilford J.P. The nature of human intelligence. NY.: McGraw-Hill, 1967. 156 p.
Hoffman T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training. 1999. Vol. 23. № 6. рр. 275-286.
Hutmacher W. Key competencies for Europe // Mat. of the Report of the Symposium (27-30 March, 1996, Berne) and the Council for Cultural Co-operation «A Secondary Education for Europe Project» (1997, Strasbourg). 1996-1997. 72 p.
Parry S.B. The quest for competencies: Competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study // Training. 1996. № 33. рр. 48-56.
Spencer L.M., Spencer S.M. Competence at work: Models for superior performance. NY.: Wiley, 1993. 384 p.
White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66. рр. 297-333.
