Влияние цифровизации на качество образования и развитие навыков самоорганизации и самостоятельного обучения у студентов, обучающихся в рамках многосеместровых дисциплин «Линейная алгебра» и «Математический анализ»

Авторы

  • Александр Игоревич Гурниковский МИРЭА - Российский технологический университет
  • Рената Юрьевна Гурниковская МИРЭА - Российский технологический университет
  • Игорь Михайлович Тарарин Государственный университет управления
  • Тимур Васильевич Луговой Академия гражданской защиты МЧС России
  • Зоя Вениаминовна Шилова Московский политехнический университет

Ключевые слова:

цифровизация образования, линейная алгебра, математический анализ, самоорганизация, самостоятельное обучение, высшее образование.

Аннотация

Цифровизация образования трансформирует дидактический процесс, существенно влияя на качество подготовки специалистов. В частности, в рамках многосеместровых дисциплин, таких как «Линейная алгебра» и «Математический анализ», применение цифровых технологий может способствовать развитию у студентов навыков самоорганизации и самостоятельного обучения. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования, в ходе которого были изучены особенности цифровизации образовательного процесса по указанным дисциплинам в ряде российских вузов в 2019-2023 гг. Выборка составила 587 студентов бакалавриата технических и естественнонаучных направлений. Использованы методы анкетирования, интервью, анализа цифровых следов учебной активности. Установлено, что уровень цифровизации курсов значимо коррелирует с показателями академической успеваемости (r=0,38; p<0,01) и самоэффективности студентов в обучении (r=0,42; p<0,01). Выявлено, что студенты, обучавшиеся в условиях расширенного применения цифровых технологий, демонстрировали в среднем на 24% более высокие показатели автономности в планировании и реализации учебных задач. Обсуждаются педагогические и организационные факторы эффективного использования потенциала цифровизации в развитии навыков самоорганизации и самообучения. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании образовательных программ и цифровых дидактических сред в высшей школе.

Библиографические ссылки

Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 64-76.

Борисенко И.Г., Яценко М.П., Черных С.И. Информационная политика в сфере высшего образования в условиях цифровизации // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3439-3449.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236-277.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

Bezdek J.C. Pattern recognition with fuzzy objective function algorithms. NY: Plenum Press, 2013. 256 p.

Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry // American рsychologist. 1979. Vol. 34. № 10. рр. 906-911.

Pintrich P.R. The role of metacognitive knowledge in learning, teaching, and assessing // Theory into рractice. 2002. Vol. 41. № 4. рр. 219-225.

Pizzolato J.E. Achieving college student possible selves: Navigating the space between commitment and achievement of long-term identity goals // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2006. Vol. 12. № 1. рр. 57-69.

Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. рр. 68-78.

Schunk D.H. Self-regulated learning: The educational legacy of Paul R. Pintrich // Educational Psychologist. 2005. Vol. 40. № 2. рр. 85-94.

Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. № 1. рр. 3-10.

Winne P.H., Hadwin A.F. Studying as self-regulated learning // Metacognition in educational theory and practice. Eds. by D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser. NY: Routledge, 1998. pp. 277-304.

Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview // Theory into practice. 2002. Vol. 41. № 2. pp. 64-70.

Zimmerman B.J., Schunk D.H. Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. NY: Lawrence Erlbaum Associates, 2001. 322 p.

Загрузки

Опубликован

2024-11-15

Как цитировать

1.
Гурниковский АИ, Гурниковская РЮ, Тарарин ИМ, Луговой ТВ, Шилова ЗВ. Влияние цифровизации на качество образования и развитие навыков самоорганизации и самостоятельного обучения у студентов, обучающихся в рамках многосеместровых дисциплин «Линейная алгебра» и «Математический анализ». УО [Интернет]. 15 ноябрь 2024 г. [цитируется по 15 ноябрь 2025 г.];14(11-1):51-6. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1845

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>