Формирование коммуникативной компетенции студентов вуза при работе над научным текстом
DOI:
https://doi.org/10.25726/c4886-9016-4505-xКлючевые слова:
коммуникативная компетенция, формирование, научный текст, исследование, бакалаврыАннотация
Традиционным в лингвистике является определение текста как письменного или устного целостного образования, что, составляя линейную последовательность высказываний, объединенных тематическими, логическими, смысловыми, сюжетно-композиционными и формально-грамматическими связями, выступает коммуникативной единицей. Эта единица высшего уровня является средством реализации коммуникативной и когнитивной функции языка, а процесс созидания, порождения текста рассматривают как коммуникативно-когнитивную деятельность субъекта. В том современном, новейшем значении слова, которое мы хотим ему придать, текст принципиально отличается от литературного произведения: это не эстетический продукт, а знаковая деятельность; это не структура, а структурносоздающий процесс; это не пассивный объект, а работа и игра; это не совокупность замкнутых в себе знаков, а пространство, где очерчены линии смысловых сдвигов. Несмотря на неоднозначность и многоаспектность в определении понятия текста, исследователи сходятся в том, что он является «продуктом речи, порождение которого имеет разноплановую «заданность»: на характер и организацию текстовой структуры влияет сфера функционирования (стилевая принадлежность текста, тип и этнокультура адресанта и адресата текста, уровень их интеллекта, языковой и коммуникативной компетенции, наставления и тому подобное». Именно текст является способом репрезентации научной информации и результатом научных исследований.
Библиографические ссылки
Бутенко Ю.И., Семенова Е.Л. Влияние лингвистических особенностей текстов стандартов на информационный поиск // Филологические науки. Научные доклады высшей школы 2019. № 6. С. 29- 35.
Ванюшкин А.С., Гращенко Л.А. О разметке корпусов текстов ключевыми словами // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2018. № 21. С. 207-211.
Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В. Проблемы и перспективы профессионально ориентированного обучения русскому языку в современном образовательном пространстве // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 122–135.
Вороничев О.Е., Крамарева И.Е., Моспанова Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в образовательном пространстве вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 10–19.
Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Применение разных форм интерактивного обучения в вузе в развитии коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 104-114.
Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск. САФБД, 2008: 260с.
Ибрагимов Г.И. Методология исследовательски-ориентированного обучения в системе педагогического образования // Образование и самообразование. 2019. Том 14. № 3. С. 117- 126.
Кузнецова Е.А., Русецкая О.Н. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 74. С. 100-103.
Лингвометодические и психолого-педагогические аспекты преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в вузе: монография/колл. авторов под ред. профессора М.В. Мельничук. М.: Научные технологии, 2016. 333с.
Лупачев В.Г., Павлюк С.К. Методические основы и принципы разработки учебной литературы: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров; под ред. В.А. Сидорова. Минск. БНТУ, 2011. 63с.
Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В., Крамарева И.Е. Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 266–273.
Никитенко З.Н., Хамраева Е.А., Бердичевский А.Л. Методика преподавания русского языка детям-билингвам. Методическое пособие для учителей. М.: Билингва, 2019. 216 с.
Нуруллина Г.М. Формирование речевой культуры студентов-нефилологов при изучении категории рода имен существительных // Филология и культура. Philology and Culture. 2019. № 2 (56). С. 280-284.
Пичугина Г.А., Бондарчук А.И. Структура обучающего кейса в организации учебного процесса // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-7.
Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.
Савенков А.И., Осипенко Л.Е. Исследовательское обучение: авторский взгляд на проблему // Педагогика. 2013. № 9. С. 41- 45
Фомин Н.В. Организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1. С.70-80.
Хлыбова М.А. Индивидуализация самостоятельной работы аспирантов по иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 296-298.
Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119
Щеглов С. Н. Онтологический подход и его использование в системах представления знаний // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 4 (93). С.146-153.