Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами проектной деятельности в вузах России
DOI:
https://doi.org/10.25726/z3665-9094-9340-hКлючевые слова:
проектная деятельность, коммуникативная компетентность, сотрудничество, образование, вузыАннотация
В последние годы в образовательной сфере Российской Федерации наблюдается тенденция к развитию профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов посредством активных и интерактивных методов обучения. Одним из наиболее эффективных подходов к данной задаче выступает организация проектной деятельности студентов. Цель данного исследования заключалась в изучении влияния участия в коллективных учебных проектах на развитие навыков коммуникации и сотрудничества у обучающихся педагогических вузов России (n=250). Исследование было построено на принципах контрольной и экспериментальной группы. Студенты 3-4 курсов были рандомизированы в экспериментальную (n=150) и контрольную (n=100) группы. Экспериментальная группа прошла 16-недельную программу обучения в формате коллективных учебных проектов, в то время как контрольная группа обучалась традиционными методами. Полученные результаты свидетельствуют о значимом развитии навыков коммуникации и сотрудничества у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Так, уровень сформированности данных компетенций повысился в среднем на 19%. Данный факт подтверждает эффективность использования проектных форм обучения в российских вузах для развития профессиональных навыков будущих специалистов.
Библиографические ссылки
Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Институт практической психологии. Воронеж: Модек, 1996. 255 с.
Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Крамарева И.Е. Формирование коммуникативной компетенции студентов вуза при работе над научным текстом // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4(62). С. 19-26.
Данилова Т.В., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Проектное обучение студентов как основное условие их готовности к профессиональной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4(50). С. 32-38.
Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Формирование дискурсивных умений будущего учителя начальных классов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: мат. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч., Брянск, 10 февраля 2021 г. Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2021. С. 559-568.
Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16-31.
Иванова Н.С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 2(42). С. 99-101.
Казакова О.В. Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 319-321.
Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: б. и., 1996. 188 с.
Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: монография. Барнаул: РИО АГАУ, 2013. 140 с.
Крамарева И.Е., Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в образовательном пространстве вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 10-19.
Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2001. №2. С. 101-104.
Маленов А.А., Касьянова К.В. Коммуникативная компетентность и ее динамика у организаторов работы с молодежью на этапе учебно-профессиональной подготовки // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: мат. III Всерос. науч.-практ. конф., 25 февраля 2020 г. Омск: СибГУФК, 2020. С. 82-86.
Маленов А.А., Касьянова К.В. Коммуникативные способности и механизмы их развития в процессе учебно-профессиональной подготовки студентов факультета психологии // Психология способностей и одаренности: мат. Всерос. науч.-практ. конф., 21-22 ноября 2019 г. Под ред. проф. В. А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 510-512.
Мосина O.A., Гонежук А.Г. Современные тенденции развития геронгообразования в России // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 3-2. С. 284-288.
Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности // Ученые записки КнАГТУ. 2010. № 11-2(2). С.50-54.
Панина С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. 3-е изд., перераб. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2018. 312 с.
Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. М.: Зерцало, 2007.
Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1-1. С. 60-63.
Рудометова Л.Т., Шлангман М.К. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Вып. 8(122).
Самыгин С.И., Верещагина А.В. Социальная безопасность: учеб. пособие. М.: Дашков и К.: Наука-Спектр, 2012. 359 с.