Формирование компетенций в области структурного обеспечения равновесности образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/p7209-7525-0125-aКлючевые слова:
компетенция, вуз, учебное заведение, образованиеАннотация
Обоснована необходимость формирования компетенции учреждения высшего образования как современного конкурентного преимущества в условиях экономики знаний. Дано авторское определение компетенции учреждения высшего образования как уникальной совокупности знаний, навыков, опыта и организационных связей, которые в сочетании с ресурсами и технологиями создают конкурентные преимущества заведения высшего образования и обеспечивающих его рыночный успех. Сформирована классификация источников компетенции высших учебных заведений как совокупности разнообразных ресурсов знаний. На основе проведения экспертного опроса выявлены факторы высшего образования, учитывается в формировании компетенции. Определены ключевые признаки высшего образования. Раскрыт процесс идентификации источников компетенции учреждения высшего образования. Сформирована процедура идентификации источников компетенции учреждения высшего образования путем анализа движения знаний в цикле знаний. В экономике знаний знания и информация играют ведущую роль в развитии экономических систем любого уровня. Они лежат в основе формирования новых конкурентных преимуществ на основе создания продуктов, процессов и услуг с новыми потребительскими свойствами.
Библиографические ссылки
Андриенко А.С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 92 с.
Байбородова Л.В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 16-24.
Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация компетентностного подхода в вузе // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Баласс, 2007. С. 36-39.
Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 353 с.
Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 50-58. DOI: 10.17759/jmfp.2015050306.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: монография / Н.В. Буренкова, Т.В. Данилова, М.С. Сидорина, А.П. Тонких и др. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.
Карпов А.В., Карпова Е.В. Структура ключевых компетенций педагогической деятельности и субъектные трудности их формирования // Инновации в образовании. 2014. № 2. С. 126- 134.
Карпов А.В. Психология деятельности: в 5 тт. Москва : РАО, 2015. 528 с.
Карпова Е.В. Психологическая структура деятельности как объективная основа дифференциации базовых профессиональных компетенций учителя // Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (26). С. 103-107.
Карпова Е.В. Системогенетический подход к проблеме формирования профессиональных компетенций // Ярославский психологический вестник. 2019. № 2 (44). С. 48-52.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2010. 131 с.
Невзорова А.В. Роль летней практики в становлении профессиональных компетенций студентов педагогического бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 179-189.
Новгородцева Г.И. Критериальный подход к оценке образовательных результатов учащихся // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе : межвузовский сборник научно-методических трудов / ответственный редактор С. Ф. Митенева. Вологда : Вологодский государственный университет, 2020. С. 89-92.
Пискунова Е.В., Заир-Бек Е.С. Профессионализм учителя: методология международных исследований / Е. В. Пискунова, Е. С. Заир-Бек // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 5 (78). С. 191-194.
Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под научн. ред. В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2011. 168 с.
Современные проблемы педагогической науки и образования : коллективная монография / под ред. Е. Ю. Никитиной. М.: Перо, 2016. 208 с.
Тонких А.П., Данилова Т.В. Развитие профессионально-нравственной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях ФГОС // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 28-38.