Social responsibility and ethics in the teaching activities of Russian universities

Authors

  • Irina V. Bykova Bryansk State Technical University
  • Elena V. Udovenko Bryansk State Technical University

DOI:

https://doi.org/10.25726/p9959-1852-3546-s

Keywords:

social responsibility, ethics, pedagogical activity, educational standards, monitoring, graduate

Abstract

Currently, universities in the Russian Federation are faced with the need to implement the principles of social responsibility and ethics in teaching activities. On the one hand, the higher education system of the Russian Federation has a sufficiently developed regulatory framework that defines the requirements for the formation of social responsibility and professional ethics among students. On the other hand, in practice, difficulties often arise with the comprehensive implementation of these provisions. This article is devoted to the study of the role of educational institutions of higher education in the formation of a socially responsible personality of a graduate. Within the framework of the materials and methods of the study, an analysis of the regulatory framework defining the requirements for social responsibility and ethical principles in the activities of universities was carried out. The analysis of reports of 76 educational institutions of higher education from 23 subjects of the Russian Federation on their work in this area was also carried out. The results of the study allowed us to identify the main problems faced by universities in implementing the requirements for social responsibility and ethics. Recommendations were formulated to improve the activities of educational organizations in this area.

References

Амяга Н.В., Еловикова Д.А., Чижевская И.Н. Моделирование развития комбинированных методов обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 154-160.

Борисова Е.В. Цифровая образовательная среда: задачи, вызовы, перспективы // Мир образования – образование в мире. 2019. № 4. С. 32 -37.

Букалова Г.В. Концептуальные основания нормирования результата профессионального образования технического профиля: монография. Орёл: ФБГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2014. 419 с.

Букалова Г.В., Новиков А.Н. Актуализация образовательных нормативов - основа определения изменений в содержании инженерного образования // Мир транспорта и технологических машин. 2018. № 3(62). С. 129-160.

Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3-16.

Еловикова Д.А., Амяга Н.В. Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 137-149.

Крамарева И.Е., Амяга Н.В. Структурные компоненты и сущность исследовательской культуры личности будущего педагога // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее Материалы Всероссийской научно-практической конференции: мат. Всерос. науч.-прак. конф., Брянск, 13–14 октября 2021 г. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Новый проект», 2021. С. 61- 67.

Лидак Л.В., Донева О.В. Формирование профессиональной ответственности студентов в условиях модернизации высшего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №34. С. 69-74.

Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А. Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института // Современное образование. 2017. № 2. С. 1-7.

Лямин А.В. Критерии проявления ответственности у студентов вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. С. 21-24.

Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 84101.

Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 41-57.

Посталюк Н.Ю. Механизмы трансляции квалификационных требований рынка труда в программы профессионального образования и обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3(15). С. 37-40.

Рогозин Д.М. Представление преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 1. С. 31-51.

Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Методика проектирования целей и содержания профессиональной образовательной программы в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 10. № 11(11). С. 61-66.

Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: учеб. пособие для студентов. М.: Нар. образование, 2002. 176 с.

Тонких А.П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2(32). С. 286-292.

Фалеева Л.В., Хомякова В.Е. Производственная практика как фактор развития опыта профессионального общения студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. №2(139). С. 146-152.

Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: НПО «Модек», 2008. 15 с.

Lester S. Professional standards, competence and capability // Higher Education, Skills and Work-based Learning. 2014. Vol. 4. рр. 31-43.

Published

2024-01-30

How to Cite

1.
Быкова ИВ, Удовенко ЕВ. Social responsibility and ethics in the teaching activities of Russian universities. УО [Internet]. 2024Jan.30 [cited 2024Jun.30];14(1-2):204-11. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1309

Issue

Section

NEW MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN PEDAGOGY

Most read articles by the same author(s)