Социальная ответственность и этика в педагогической деятельности вузов РФ

Авторы

  • Ирина Васильевна Быкова Брянский государственный технический университет
  • Елена Васильевна Удовенко Брянский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/p9959-1852-3546-s

Ключевые слова:

социальная ответственность, этика, педагогическая деятельность, образовательные стандарты, мониторинг, выпускник

Аннотация

В настоящее время вузы Российской Федерации сталкиваются с необходимостью реализации принципов социальной ответственности и этики в педагогической деятельности. С одной стороны, система высшего образования РФ имеет достаточно развитую нормативно-правовую базу, определяющую требования к формированию социальной ответственности и профессиональной этики у студентов. С другой стороны, на практике нередко возникают трудности с комплексной реализацией этих положений. Данная статья посвящена исследованию роли образовательных организаций высшего образования в формировании социально ответственной личности выпускника. В рамках материалов и методов исследования был проведен анализ нормативно-правовой базы, определяющей требования к социальной ответственности и этическим принципам в деятельности вузов. Также был проведен анализ отчетов 76 образовательных организаций высшего образования из 23 субъектов Российской Федерации об их работе в данном направлении. Результаты исследования позволили определить основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы при реализации требований к социальной ответственности и этике. Были сформулированы рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных организаций в данном направлении.

Библиографические ссылки

Амяга Н.В., Еловикова Д.А., Чижевская И.Н. Моделирование развития комбинированных методов обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 154-160.

Борисова Е.В. Цифровая образовательная среда: задачи, вызовы, перспективы // Мир образования – образование в мире. 2019. № 4. С. 32 -37.

Букалова Г.В. Концептуальные основания нормирования результата профессионального образования технического профиля: монография. Орёл: ФБГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2014. 419 с.

Букалова Г.В., Новиков А.Н. Актуализация образовательных нормативов - основа определения изменений в содержании инженерного образования // Мир транспорта и технологических машин. 2018. № 3(62). С. 129-160.

Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3-16.

Еловикова Д.А., Амяга Н.В. Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 137-149.

Крамарева И.Е., Амяга Н.В. Структурные компоненты и сущность исследовательской культуры личности будущего педагога // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее Материалы Всероссийской научно-практической конференции: мат. Всерос. науч.-прак. конф., Брянск, 13–14 октября 2021 г. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Новый проект», 2021. С. 61- 67.

Лидак Л.В., Донева О.В. Формирование профессиональной ответственности студентов в условиях модернизации высшего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №34. С. 69-74.

Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А. Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института // Современное образование. 2017. № 2. С. 1-7.

Лямин А.В. Критерии проявления ответственности у студентов вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. С. 21-24.

Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 84101.

Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 41-57.

Посталюк Н.Ю. Механизмы трансляции квалификационных требований рынка труда в программы профессионального образования и обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3(15). С. 37-40.

Рогозин Д.М. Представление преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 1. С. 31-51.

Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Методика проектирования целей и содержания профессиональной образовательной программы в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 10. № 11(11). С. 61-66.

Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: учеб. пособие для студентов. М.: Нар. образование, 2002. 176 с.

Тонких А.П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2(32). С. 286-292.

Фалеева Л.В., Хомякова В.Е. Производственная практика как фактор развития опыта профессионального общения студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. №2(139). С. 146-152.

Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: НПО «Модек», 2008. 15 с.

Lester S. Professional standards, competence and capability // Higher Education, Skills and Work-based Learning. 2014. Vol. 4. рр. 31-43.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Быкова ИВ, Удовенко ЕВ. Социальная ответственность и этика в педагогической деятельности вузов РФ. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(1-2):204-11. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1309

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)