Роль лингвокультурологии в обучении иностранным языкам на базе вузов России

Авторы

  • Луиза Борзалиевна Абдулвахабова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Асет Шамсудиновна Давлетукаева Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/t3374-9173-6487-z

Ключевые слова:

лингвокультурология, преподавание иностранных языков, высшее образование, межкультурная коммуникация

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению роли лингвокультурологии в процессе обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях Российской Федерации. Цель работы заключается в анализе значимости интеграции лингвокультурологического подхода в преподавании иностранных языков с целью формирования у обучающихся компетенций межкультурного взаимодействия и понимания. Рассматриваются результаты анкетирования, проведенного среди 200 преподавателей 5 ведущих университетов России, с целью оценки уровня интеграции лингвокультурологических аспектов в учебный процесс. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне использования культурологического компонента в рамках традиционных учебных курсов. Представлен анализ преимуществ лингвокультурологического подхода, который позволяет обучающимся лучше понимать культурные особенности стран изучаемого языка, тем самым способствуя формированию навыков межкультурного взаимодействия. Своевременное решение данной проблемы может способствовать повышению конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда, а также укреплению международного имиджа и авторитета российского образования. При этом ключевую роль должны сыграть государственная поддержка реформирования системы высшего языкового образования и повышение квалификации преподавательского состава вузов. В условиях активизации международных контактов во всех сферах - политике, экономике, науке, образовании - роль культурологической составляющей в процессе обучения иностранным языкам неуклонно возрастает.

Библиографические ссылки

Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехила О.В., Видякина Т.А., Галажияский Э.В. Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 59-76. URL: https://doi.org/10.17759/sps.2021120105

Жирова И.Г., Синкай C. Лингвистическая коммуникативная модель перевода как акт двуязычной коммуникации // Лингвистическое наследие Л.В. Щербы в свете современной науки о языке: сб. науч. тр. Междунар. науч. практ. конф. в рамках V Междунар. фестиваля науки. М.: 2020.

Иконникова В.А., Цверкун Ю.Б. Лингвокультурологические исследования англоязычных отраслевых терминологий и современные технологии в лингвистике. М.: Русайнс, 2021. 188 с.

Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Педагогическая система языкового образования в условиях неязыкового вуза // Язык и культура. 2019. № 48. С. 315-331. URL: https://doi.org/10.17223/19996195/48/20

Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Создание культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковых вузах // Язык и культура. 2021. № 53. С. 238-254. URL: https://doi.org/10.17223/19996195/53/15

Панченко В.А., Вильгельм Ф.Г. Внутренняя форма языка как отражение самобытности этнической культуры // Известия Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 396-401.

Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42.

Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей школе: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. Татар. гос. гуманит.-пед. ун-т. Казань. 2008. 447 с.

Синявская С.П. Использование когнитивных методов исследования терминосистем в преподавании иностранных языков в вузе // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2019. № 1. С. 27-29.

Сиротова А.А. Выбор модели предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 2. С. 101-114.

Стеблецова А.О., Рогожина Д.В. Английский язык в профессиональной подготовке студента-медика: краткий обзор форм внеаудиторной работы // In Situ. 2015. № 2. C. 22-25.

Соловова Е.Н., Козлова З.А. Глобальный феномен «ЕМ1» - английский язык как средство обучения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. №4. С. 144-149.

Сулейменова О.Я., Садыкова А.А., Сагантаева С.Х. Интегрированное занятие по иностранному языку как средство междисциплинарного взаимодействия в медвузе // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2016. № 4. С. 354-356.

Танцура Т.А. CLIL в контексте обучения иностранному языку в современном Вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 261-263.

Торкуное А.В. Университет как часть национальной экономики // Вопросы экономики. 2019. № 12. С. 111-122. URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-lll-122

Хомякова Н.П. Контекстная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза: дис. д-ра пед. наук. М., 2011. 482 с.

Чайковский Р.Р. Художественный перевод как вид межкультурной коммуникации. Основы теории: монография. М.: Флинта, 2016. 220 с.

Чистякова Н. А., Леонова Л. А., Лысова Ю. М. Проблематика перевода и локализации американских мультипликационных фильмов первого десятилетия XXI века // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 2(48). С. 82-90. DOI 10.25726/v6948-8268-3951-k. EDN JAIQWE.

Загрузки

Опубликован

2023-11-30

Как цитировать

1.
Абдулвахабова ЛБ, Давлетукаева АШ. Роль лингвокультурологии в обучении иностранным языкам на базе вузов России. УО [Интернет]. 30 ноябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(11-2):220-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1189

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ