Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях цифровизации

Авторы

  • Луиза Борзалиевна Абдулвахабова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Тимерлан Ибрагимович Усманов Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

самостоятельная работа студентов, иностранный язык, цифровые технологии, языковые корпуса, проектная деятельность, высшее образование

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей организации самостоятельной работы студентов (СРС) по иностранному языку в условиях цифровой трансформации образования. Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации СРС по иностранному языку, основанную на комплексном применении цифровых технологий. Задачи: 1) определить сущностные характеристики и структурные компоненты СРС по иностранному языку; 2) выявить дидактический потенциал цифровых технологий в контексте организации СРС; 3) разработать и внедрить модель организации СРС по иностранному языку с опорой на цифровые инструменты; 4) экспериментально проверить результативность разработанной модели. Методологическую основу исследования составили компетентностный, личностно-деятельностный и технологический подходы. Использованы теоретические (анализ научной литературы, моделирование) и эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных) методы. В результате исследования доказано, что применение цифровых технологий (языковых корпусов, лексико-грамматических тренажеров, ресурсов для совместной проектной деятельности) в рамках предложенной модели способствует повышению мотивации к изучению языка, росту автономности студентов и более высоким результатам овладения языковыми навыками и речевыми умениями. Разработанная модель обладает свойствами системности, управляемости и воспроизводимости в различных образовательных контекстах. Материалы исследования могут найти применение при проектировании самостоятельной работы студентов в рамках языковых дисциплин. Перспективы дальнейших изысканий связаны с изучением возможностей адаптации модели к особенностям обучения различным иностранным языкам на разных уровнях образования.

Библиографические ссылки

Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №1(1). С. 28-33.

Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 90 с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пос. для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. зав. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

Гураль С.К., Тимофеева Е. В. Организация процесса обучения устной иноязычной речи с использованием мобильного приложения Quizlet // Язык и культура. 2017. № 39. С. 207-219.

Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореферат дисс. ... д-ра пед. н.13.00.02. М., 2007. 49 с.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Рипол Классик, 2013. 222 с.

Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык: Книга для учителя к учебнику для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009. 224 с.

Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2007. 253 с.

Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени, Инфра-М, 2002. 448 с.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2007. 368 с.

Сафонова В.В. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах. Тема: Социокультурные аспекты современного языкового образования. М.: Еврошкола, 2008. 80 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пос. для студ. пед. вузов и учителей. М.: АСТ, 2009. 238 с.

Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. М.: Либроком, 2013. 264 с.

Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика: уч. пос. М.: Эдитус, 2017. 248 с.

Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие. 4-е изд. М.: Филоматис, 2010. 475 с.

Загрузки

Опубликован

2024-05-15

Как цитировать

1.
Абдулвахабова ЛБ, Усманов ТИ. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях цифровизации. УО [Интернет]. 15 май 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(5-1):139-47. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1612

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>