Управление самостоятельной работой студентов при изучении фразеологизмов английского языка в вузе
Ключевые слова:
управление самостоятельной работой, фразеологизмы английского языка, интерактивные методы обучения, компетентностный подход, мотивация студентовАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме управления самостоятельной работой студентов при изучении фразеологизмов английского языка в вузе. Целью исследования является разработка эффективной модели организации самостоятельной работы студентов, направленной на повышение уровня владения фразеологическими единицами английского языка. В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. Материалом исследования послужили 150 фразеологических единиц, отобранных из аутентичных источников. Экспериментальная работа проводилась на базе Московского государственного лингвистического университета, в ней приняли участие 60 студентов 2 курса факультета английского языка. В результате исследования была разработана и апробирована модель управления самостоятельной работой студентов, включающая три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе осуществлялся отбор фразеологизмов, разрабатывались учебные материалы и средства контроля. Основной этап предполагал организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием интерактивных методов обучения (метод проектов, кейс-метод, ролевые игры). На заключительном этапе проводилась оценка эффективности разработанной модели посредством итогового тестирования и анкетирования студентов. Результаты эксперимента показали, что внедрение разработанной модели способствовало повышению уровня владения студентами фразеологизмами английского языка. Средний балл в экспериментальной группе вырос на 28% (с 67 до 86 баллов из 100). Кроме того, повысилась мотивация студентов к изучению фразеологии, о чем свидетельствуют данные проведенного анкетирования: 92% респондентов отметили, что выполнение самостоятельной работы с использованием предложенной модели повысило их интерес к данной теме. Таким образом, разработанная модель управления самостоятельной работой может быть рекомендована к внедрению в процесс обучения английскому языку в вузе с целью совершенствования фразеологической компетенции студентов. Дальнейшее исследование может быть направлено на адаптацию предложенной модели к другим аспектам изучения иностранного языка.
Библиографические ссылки
Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. 208 с.
Арсентьева Е.Ф. Фразеология и фразеография в сопоставительном аспекте (на материале русского и английского языков). Казань: Изд-во Казанского университета, 2006. 172 с.
Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: уч. пос. для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: уч. пос. для ин-тов и фак. иностр. яз. 3-е изд., стереотип. Дубна: Феникс+, 2005. 488 с.
Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. М.: Международные отношения, 1972. 289 с.
Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М.: Изд-во МГУ, 1998. 260 с.
Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки славянской культуры, 1996. 288 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата). 2020.
Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. Спб: Специальная литература, 1996. 192 с.
Cowie A.P., Mackin R., McCaig I.R. Oxford dictionary of current idiomatic English. Oxford: Oxford University Press, 1984. 748 p.
Moon R. Fixed Expressions and Idioms in english: A corpus-based approach. Oxford: Oxford University Press, 1998. 356 p.
Nassaji H., Karami A. The role of semantic transparency on the learning of L2 idiom-meaning associations // Applied Linguistics. 2022. Vol. 43. Iss. 4. pp. 807-829.
Pavlenko T.L., Tkachuk G.V. The project method in teaching English idioms and phrasal verbs // Advanced Education. 2018. Iss. 9. pp. 90-94.
Hema L.K., Gupta K. The case method in English idiom acquisition // Journal of language and linguistic studies. 2020. Vol. 16. Iss. 3. pp. 1446-1460