Методика обучения аудированию в вузе на основе web-технологий
Ключевые слова:
обучение аудированию, web-технологии, иностранный язык, аудитивные навыки, методика преподавания, педагогический эксперимент, студенты языкового вуза.Аннотация
Статья посвящена разработке и апробации методики обучения аудированию в вузе на основе web-технологий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых эффективных подходов к формированию аудитивных навыков у студентов в условиях цифровизации образования. Цель работы – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику развития умений аудирования, основанную на комплексном применении веб-ресурсов. В ходе исследования использовались теоретические (анализ научной литературы, моделирование), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование) и статистические (t-критерий Стьюдента) методы. В педагогическом эксперименте приняли участие 85 студентов 1-2 курсов языкового вуза. Результаты исследования показали, что предложенная методика способствует значимому повышению уровня сформированности аудитивной компетенции по сравнению с традиционным обучением. Средний прирост качества выполнения тестовых заданий в экспериментальной группе составил 28%, в то время как в контрольной – только 11%. Более 75% студентов положительно оценили применение веб-технологий на занятиях по аудированию. Сделан вывод об эффективности разработанной методики и целесообразности ее внедрения в практику обучения иностранному языку в вузе. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории и методики преподавания иностранных языков. Дальнейшие исследования могут быть направлены на апробацию предложенного подхода на других языковых направлениях и ступенях образования.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124-140.
Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка в контексте смены образовательной парадигмы // Язык и культура. 2019. № 47. С. 169-184.
Евстигнеева И.А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языковых вузов на основе современных интернет-технологий // Язык и культура. 2013. № 1(21). С. 74-82.
Жунусакунова А.Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе // Молодой ученый. 2016. № 20.1(124.1). С. 26-29.
Игна О.Н. Развитие социокультурной компетенции студентов посредством подкастов // Язык и культура. 2016. № 1(33). С. 171-176.
Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз) // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сб. науч. тр. 2018. С. 98-104.
Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
Филимонова Н.Ю. Подкастинг как инновационная технология в обучении английскому языку // Язык и мир изучаемого языка. 2014. № 5. С. 219-226.
Ярмина Т.Н. Аудирование аутентичных материалов на занятиях по иностранному языку // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 88-94.
Assar S. Information and communication technology in education // International encyclopedia of the social & behavioral sciences (second edition). 2015. pp. 66-71.
Hsu H.Y., Wang S.K., Comac L. Using audioblogs to assist English-language learning: an investigation into student perception // Computer Assisted Language Learning. 2008. Vol. 21. № 2. pp. 181-198.
Hubbard P. Making a Case for Learner Training in Technology Enhanced Language Learning Environments // CALICO Journal. 2013. Vol. 30. № 2. pp. 163-178.
O'Bryan A. Providing pedagogical learner training in CALL: Impact on student use of language-learning strategies and glosses // CALICO Journal. 2008. Vol. 26. № 1. pp. 142-159.
Takaesu A. TED Talks as an Extensive Listening Resource for EAP Students // Language education in Asia. 2013. Vol. 4. № 2. рр. 150-162.
Vandergrift L., Goh C. C. M. Teaching and learning second language listening: metacognition in action. NY: Routledge, 2012. 315 p