Развитие критического мышления у студентов вузов средствами английского языка
Ключевые слова:
критическое мышление, английский язык, высшее образование, метапредметные компетенции, лингводидактика, проблемное обучениеАннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития критического мышления у студентов вузов как ключевой компетенции XXI века. Цель работы – выявить потенциал английского языка как средства формирования критического мышления. Задачи: 1) определить сущность и структуру критического мышления; 2) обосновать роль английского языка в его развитии; 3) разработать и апробировать методику развития критического мышления средствами английского языка. Методы исследования включали теоретический анализ литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическую обработку данных. Выборку составили 60 студентов 1-2 курсов направления «Лингвистика» Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. Результаты показали, что: 1) критическое мышление является метапредметной компетенцией, включающей когнитивный, рефлексивный и коммуникативный компоненты; 2) обучение английскому языку предоставляет широкие возможности для развития каждого из них; 3) разработанная методика, основанная на проблемных заданиях и критическом анализе текстов, достоверно повышает уровень критического мышления студентов. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении структуры критического мышления и обосновании лингводидактических условий его развития. Практическая ценность связана с возможностью использования результатов для совершенствования языкового образования в вузе. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением специфики развития критического мышления на разных этапах обучения.
Библиографические ссылки
Волков Е.В. Развитие критического мышления в цифровом обществе // Высшее Образование в России. 2019. № 28(11). рр. 94-103.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольская. М.: Совершенство, 2019. 208 с.
Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монограф. Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. 383 с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
Поль Р. Критическое мышление: что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. М.: Ломоносовъ, 2020.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 720 с.
Садова А. Р., Хиль Ю.С., Пащенко Т.В., Тарасова К.В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. C. 105-116.
Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2(36). С. 79-85.
Тарасова К. С., Орел Е.А. Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде: методология, концептуальная рамка и типология заданий // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 187-212.
Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. Пер. с англ. Н. Мальгина, С. Рысев, Л. Царук. СПб: Питер, 2000. 512 с.
Brookfield S.D. Teaching for critical thinking. S.F.: Jossey-Bass, 2012.
Dwyer C.P. Critical thinking: conceptual perspectives and practical guidelines. Cambridge University Press, 2017. 274 p.
Halpern D.F. Thought and knowledge: an Introduction to critical thinking. 5th ed. Cambridge: Psychology Press, 2017. 654 р.
Paul R., Elder L. The Miniature guide to critical thinking concepts and tools. 8th ed. N.Y.: Rowman & Littlefield, 2019. 49 р.