Роль инновационных педагогических технологий в формировании инклюзивной образовательной среды в современных школах

Авторы

  • Светлана Васильевна Комарова Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Ирина Александровна Мезенцева Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Екатерина Игоревна Назарян Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Екатерина Владимировна Чухачева Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского

Ключевые слова:

инклюзивное образование, педагогические инновации, образовательные технологии, учащиеся с ОВЗ, академическая успеваемость, социальная адаптация

Аннотация

В статье рассматривается роль инновационных педагогических технологий в формировании инклюзивной образовательной среды в современных школах. На основе анализа литературы из высокорейтинговых журналов за последние 5 лет выявлены ключевые тенденции и подходы к внедрению инклюзивных практик с использованием новейших технологий. Предложена авторская терминология, обеспечивающая единство понятийного аппарата. Выделены пробелы в исследованиях и обоснована актуальность разработки комплексной методологии оценки эффективности инновационных инклюзивных технологий. Эмпирическую базу составили данные опроса 120 учителей и 250 учащихся инклюзивных классов из 15 школ РФ. С помощью методов статистического анализа выявлены значимые различия в академической успеваемости и социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от используемых педагогических технологий (p<0,01). Показано, что применение мультимедийных, интерактивных и игровых технологий способствует повышению включенности учащихся с ОВЗ в образовательный процесс (r=0,78). Результаты имеют практическую ценность для оптимизации инклюзивного обучения и могут служить основой для разработки программ повышения квалификации педагогов. Намечены перспективы исследований, связанные с изучением долгосрочных эффектов применения инновационных технологий в инклюзии.

Библиографические ссылки

Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. C. 5-16.

Богданова Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 3. С. 158-160.

Богданова Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М. Педагогика инклюзивного образования: учеб. для студ. высш. учеб. зав. Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Инфра-М, 2016. 335 с.

Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: прак. пос. Под ред. М. Вогана. Пер. с англ. И. Аникеева. М.: РООИ «Перспектива», 2013. 124 с.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации. Под ред. А.Ю. Шеманова. М.: ГБОУ г. Москвы Центр образования № 491 «Марьино», 2012. 210 с.

Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики // Мат. IV Межд. науч.-прак. конф. Под ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. 512 с.

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с.

Лапыко Т.П., Комарова С.В., Голенкова О.В. Психолого-педагогические аспекты организации социокультурной среды вуза для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 7-1. С. 186-194.

Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве). Главы из книги. Пер. с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 138 с.

Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011 г.). Под ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2011. С. 7-9.

Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51-59.

Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.

Тонких А. П. Основы математической обработки информации: уч.-метод. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.

Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100-106.

Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. Toronto: Inclusion Press, 2015. 217 p.

Kluth Р. Inclusion in action: Practical strategies to modify your curriculum. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2010. 245 p.

Korkmaz I. Elementary teachers' perceptions about implementation of inclusive education // US-China education review B 8. 2011. Vol. 1. рр. 177-183.

Загрузки

Опубликован

2024-08-30

Как цитировать

1.
Комарова СВ, Мезенцева ИА, Назарян ЕИ, Чухачева ЕВ. Роль инновационных педагогических технологий в формировании инклюзивной образовательной среды в современных школах. УО [Интернет]. 30 август 2024 г. [цитируется по 20 июль 2025 г.];14(9-2):65-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1817

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>