Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в условиях цифровой трансформации образования
Ключевые слова:
дети с особыми образовательными потребностями, цифровая трансформация образования, инклюзия, персонализация обучения, тьюторское сопровождение, адаптивные технологии.Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в контексте цифровой трансформации образования. Цель исследования – выявить и обосновать эффективные стратегии педагогического сопровождения детей с ООП, обеспечивающие их успешную социализацию и развитие в условиях интенсивной цифровизации образовательной среды. Используются методы теоретического анализа, систематического обзора литературы, эмпирического исследования (анкетирование, интервьюирование, психолого-педагогический эксперимент). Эмпирической базой выступают данные о 250 детях с ООП 7-12 лет из 15 инклюзивных школ. Установлено, что сочетание адаптивных цифровых образовательных ресурсов с технологиями тьюторского сопровождения обеспечивает позитивную динамику развития детей с ООП (рост показателей обученности на 23,5%, социализированности на 31,2%). Персонализация образовательных траекторий на основе цифрового профилирования повышает учебную мотивацию детей с ООП (коэффициент корреляции r=0,78). Результаты исследования значимы для проектирования инклюзивной цифровой образовательной среды, отвечающей особым потребностям и возможностям детей с ООП. Намечены перспективы изучения эффективности инновационных практик поддержки детей с ООП в динамично меняющемся цифровом мире.
Библиографические ссылки
Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5-16.
Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Школьная книга, 2010. 272 с.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2002. № 5. С. 17-21.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.
Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 83-95.
Комарова С.В., Сергеева Н.В., Чухачева Е.В. Использование технологий цифрового обучения в программных документах развития региона // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 119-128.
Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: моногр. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2010. 265 с.
Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 103-112.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. зав. М.: Академия, 2003. 144 с.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. 192 с.
Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2005. 464 с.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. 208 с.
Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. С. 3-15.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009. 319 с.
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77-87.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: уч.-мет. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.