Research of teachers' readiness for the formation of reading literacy of younger schoolchildren

Authors

  • Olga V. Shabalina Perm State Humanitarian Pedagogical University
  • Julia Yu. Skripova Perm State Humanitarian Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.25726/r2570-6806-9438-u

Keywords:

functional literacy, reading literacy, primary school teacher, the process of formation of reading literacy, junior schoolchildren

Abstract

Functional literacy is indicated in the materials of the DOE standard (2021) as a new educational result of younger schoolchildren. To achieve this result, the educational organization should organize purposeful work on the formation of students' knowledge and skills necessary for them to fully function in modern society, which implies the professional readiness of teachers for this activity. The article presents the results of a study of teachers' ideas about the content of the concept of «reader's literacy» and the means of its formation in younger schoolchildren. The study of teachers' opinions, the interpretation of their answers to the questionnaire questions allowed us to identify the features of the motivational, cognitive and activity components of the professional readiness of primary school teachers for the formation of reading literacy in younger schoolchildren. The analysis of the problem allowed us to formulate recommendations for improving the work on the formation of reading literacy of younger schoolchildren in an educational organization.

References

Агаева А.В. Интерактивная дидактическая игра как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Экономика и социум. Саратов, 2023. №5(108)-1. С. 964-968.

Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках дистанционных занятий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Новосибирск, 2022. Выпуск 1-1 (64). С. 88-92.

Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Директ-Медиа, 2023. 500 с.

Безруких М.М., Фарбер Д.А. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. 432 с.

Гаврилова С.М., Дондокова Р.Б. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. Улан-Удэ, 2021. № 4. С. 45-52.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Постановление правительства от 26 декабря 2017 г. №1642 // URL: http://gov.garant.ru.

Диких Э.Р., Зарипова Е.И., Макарова Н.С. Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2021. Том 6. Выпуск 6. С. 929-937.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / М.: Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.

Колесова О.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Кочетова Е.В., Маясова Т.В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 240-254.

Колесова О.В., Тивикова С.К. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников // Школьные технологии. 2019. №3. С.71-77.

Лебедев А.Н. Развитие механизмов управления инновационной деятельностью образовательных организаций // Экономический журнал. 2018. С. 57-74.

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) // URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 17.07.2023).

Молокова А.В., Смолеусова Т.В., Погребняк Е.В. и др. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическая сессия для учителей // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2022. С.105-113.

Морозова А.Р. Синергетическое управление образовательными организациями // Вестник АГУ. 2020. Выпуск 3 (263). С.128-133.

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.

Олефир С.В. Подготовка педагогов к формированию читательской грамотности обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2023. № 2 (55). С. 19-28.

Основная информация об исследовании PIRLS // Институт стратегии развития образования Российской академии образования // URL: http://www.centeroko.ru (дата обращения: 16.03.2022).

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» // URL: https://fgosreestr.ru.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

Старикова Л.Д., Стариков С.А. Методология педагогического исследования: учебник для вузов / М.: Издательство Юрайт, 2022. 287с. // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/490467 (дата обращения: 15.10.2022).

Третьякова Е.М. Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Международный научный журнал «Вестник науки». Тольятти, 2020. № 12 (33) Т.1. С. 35-38.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: https://base.garant.ru.

Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Комплекс заданий как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Функциональная грамотность: Новые дидактические решения и методические императивы: материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С.233-242.

Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников: коллект. моногр. / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб, К.А. Занина и др.; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова; под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. унт. Пермь, 2021. 170 с.

Шатохина И.В. Формирование функциональной грамотности будущих учителей начальной школы в условиях педагогического образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1 (127). // URL: https://research-journal.org/archive/1-127-2023-january (дата обращения: 17.10.2023).

Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS – 2016 // Вопросы образования. М., 2018. №1. С. 58-78.

Яшина Н.Ю. Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2022. №5. С.48-56.

Published

2024-01-15

How to Cite

1.
Шабалина ОВ, Скрипова ЮЮ. Research of teachers’ readiness for the formation of reading literacy of younger schoolchildren. УО [Internet]. 2024Jan.15 [cited 2024Jun.30];14(1-1):175-9. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1271

Issue

Section

NEW MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN PEDAGOGY