Управление процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе как условие реализации преемственности уровней образования

Авторы

  • Юлия Юрьевна Скрипова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/x3907-1998-9382-s

Ключевые слова:

преемственность начального и основного уровней общего образования, адаптация выпускника начальной школы в пятом классе, управление процессом адаптации выпускников начальной школы

Аннотация

Переход обучающихся из начальной школы в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую ктой, которая уже была в первом классе. В статье обсуждается вопрос управления администрацией образовательной организации процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе. На наш взгляд, предложенный вариант организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса способствует реализации преемственности ступеней общего образования, снимая риски дезадаптации обучающихся.

Библиографические ссылки

Воскрекасенко О.А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 80-84.

Керженцева А.В. Решение проблем преемственности начального и основного звена по системе Л.В. Занкова общеобразовательной школы // Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования. Нальчик: ИПК и ПРО КБГУ. 2007. С. 64-68.

Косикова С.В. Учебная самостоятельность школьника как ориентир преемственности начального и основного уровней общего образования: от постановки проблемы к ее решению // Вестник ПГГПУ. 2018. №2. С. 45-51.

Котова С.А. Вечная педагогическая проблема на пути к решению // Народное образование. 2012. № 4. С. 147-152.

Куимова Н.Н., Кручинин В.А., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. С. 29.

Лезарева Т.А., Лытаев С.А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса // Педиатр. 2019. Т. 10. № 6. С. 67-77.

Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 79–83.

Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития : автореф. дисс. … д-ра психол. наук. Самара. 2009. 47 с.

Мендыгалиева А.К. Проблема преемственности образовательного процесса в начальной и основной школе // Вестник ТГПУ. 2012. №11. С. 182-184.

Мендыгалиева А.К. Теория и практика решения проблемы преемственности в начальной и основной школе // Научно-исследовательские публикации «Общество и цивилизация в ХХI веке: тенденции и перспективы развития». 2014. С. 106-110.

Мендыгалиева А.К., Мусс Г.Н. Предпосылки преемственности в образовании: начальная и основная школа // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2.С. 268-272.

Мешкова О.А., Божко Е.С. Оcобенности обучения элементам стохастики на основе принципа преемственности между начальной и средней школой // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. №1. С. 248-255.

Просвиркин В.Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2008. 39 с.

Скафа Е.И., Романяк А.Н., Бабенко Н.А. Методологические основы преемственности в обучении начальной и основной школы // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. №49. С. 28-35.

Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Преемственность педагогических технологий как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №3. С.27-35.

Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Кристаленко Е.Р. Физиологическая оценка адаптации пятиклассников к учебной деятельности по вегетативной составляющей вариабельности сердечного ритма // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2012. №1. С.146-154.

Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19–34.

Шарамко А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 (10). С. 146–148.

Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. №4. С.111-121.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

1.
Скрипова ЮЮ. Управление процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе как условие реализации преемственности уровней образования. УО [Интернет]. 15 май 2022 г. [цитируется по 21 февраль 2024 г.];12(3):235-47. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/379