Влияние пандемии COVID-19 на педагогов: социально-психологический аспект
DOI:
https://doi.org/10.25726/a4502-5072-4188-bКлючевые слова:
влияние пандемии COVID-19, руководитель образовательной организации, цифровизация образования, дистанционное обучение, учитель начальных классов, педагогическая компетентностьАннотация
В постпандемийный период в работе руководителей образовательной организации сохраняются изменения, резко возникшие во время пандемии коронавируса. Новые процессы: переживание стресса, цифровизация образования, смена формы общения участников образовательного процесса – ставят руководителя перед необходимостью принятия специальных управленческих решений. Для организации эффективной работы образовательной организации важно понимать, как изменилось деятельность педагога из-за пандемии. В статье представлены результаты исследования влияния пандемии на компоненты профессиональной компетенции учителя, а именно: педагогическую деятельность, сферу общения, личность учителя. Исследование мнения учителей начальной школы и интерпретация их ответов на вопросы анкеты позволили выявить восприятие педагогами новых условий работы, отношение к продуктивности профессиональной деятельности, особенности взаимоотношений с участниками образовательного процесса, самочувствие учителей и эмоциональное состояние, которое они частое испытывали в период пандемии. Анализ проблем позволил сформулировать рекомендации по совершенствованию работы менеджеров в образовательной организации.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
Баклашова ТА.. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136–140.
Билолов Б.Ш. Образование во время пандемии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 1. С. 59–64.
Большой медицинский словарь. https://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/33272
Вавилова А.А., Зиньковский К.В., Суркова Н.Е. Педагоги в поисках баланса. Последствия перехода школ на дистанционное обучение // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 38–45.
Гончаренко Ю.В., Белошицкий А.В. Формирование навыков саморегуляции как педагогическое условие профилактики эмоционального выгорания преподавателей военных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30026
Дерябин А.A., Бойцов И.Э., Попов А.А. Анализ представлений директоров школ россии о цифровой трансформации // Образование и наука. 2021. Том 23. № 10. С.182-207
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997, 344 с.
Ершова И.В., Енькова Е.Е. Большие данные: влияние на управление образовательным процессом университета // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 9. С. 169-176.
Коровникова Н.А. Образовательное пространство в условиях пандемии COVID-19 // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2. С. 116-131.
Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные пере мены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 202-219.
Малых С.Б., Ситникова М.А Психологические риски пандемии коронавируса COVID-19 // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. М.: Издательство Московского университета, 2021. С.31-61.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
Мишина М.М., Воробьева К.А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях модернизации образовательной среды // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3 (44). С. 42-54.
Муравьева О.И. Уровни общения и основные коммуникативные стратегии // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16/17. С. 7-12.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.
Николаева М.А., Авдюкова А.Е. Блоги педагогов в социальных сетях как инструмент профилактики эмoциoнaльнoгo выгopaния и возможность развития компетенций // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 4. C. 104-117.
Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М.: ИПК Парето-Принт. 2020. 744 с.
Основы проектирования современного урока: коллективная монография / И.Н. Власова, Л.В. Женина, А.В. Худякова, О.В. Шабалина. Пермь: Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т, 2020. 138 с.
Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с.
Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 М.: Издательство Московского университета, 2021. 597 с.
Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. 54 с.
Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к вопросам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1980. 198 с.
Спартакян Н.С., Синякова М.Г. Психолого-педагогические характеристики цифрового образовательного пространства // Педагогическое образование в России. 2022. №1. С.145-156.
Торкунов А.В., Рязанцев С.В., Левашов В.К. Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: монография. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. 248 с.
Чердынцева Е.В., Якубенко О.В. Исследование динамики развития когнитивного компонента цифровой компетентности педагогов в условиях дистанционного образования (на материале Омска и Омской области) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021. № 2 (31). С. 200-204.