Adaptation of methods of distance learning of foreign languages in Russian universities in the era of digitalization
DOI:
https://doi.org/10.25726/s9068-7674-1497-sKeywords:
distance learning, foreign languages, digitalization, adaptation of methods, Russian universities, educational paradigms, meta-analysisAbstract
In the current era of digitalization, there is an inevitable transformation of educational paradigms, in particular in the field of foreign languages. In modern Russia, approximately 30% of universities actively adapt distance learning methods for teaching foreign languages, according to a study conducted by the Peoples' Friendship University of Russia in 2020. This article provides a comprehensive analysis of existing methods and their adaptation to Russian educational standards. Special attention is paid to the study of qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of remote techniques based on meta-analysis of 25 scientific articles indexed in the Scopus and WoS databases, as well as analysis of data collected from 15 Russian universities. Based on data provided by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, 63% of Russian universities began the process of integrating distance learning methods in 2019, and this figure increased by 17% in 2021. It is noteworthy that more than 72% of foreign language courses at universities use mixed forms of education, which include both full-time and distance elements. Such an approach makes it possible to optimize the learning process, as shown by a study by the All-Russian Research Institute of Information Technologies in Education in 2020, where the level of student satisfaction was 81%.
References
Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. 2-е изд. пере-раб. и доп. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
Куновски М.Н., Диневич И.А., Майерс Г.Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 224-242.
Логинова М.С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «продукты») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 200. С. 77-86.
Машканцева С.В. Возможности Google-класса при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. С. 231-236.
Мордвинцева В.С., Никулина Н.А. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2642-2647.
Ницзяти А. Оптимизация организации процесса обучения китайских студентов на этапе довузовской подготовки с помощью компьютерных технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (214). С. 45-53.
Очирова И.Н., Алексеева С.С., Антопкина Н.С., Худогулова Е.П. Опыт калмыцкого государственного университета в организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде: сб. докладов Междунар. науч.-практ. конф. Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. С. 138-145.
Пашковская С.С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 85-101.
Писарь Н.В., Ремболович Ж.В., Юрасюк Н.В. Веб-квест как средство повышения мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка (на примере веб-квеста «Таинственный текст Главреда») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 3. С. 447-454.
Романюк Е.С., Михайлушкина О.А., Попова А.В. Дистанционное обучение иностранных студентов в новых условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (158). С. 54-60.
Рябова А.Л. Обучение способам работы с текстом в контексте дистанционного образования // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10, № 1. С. 47-51.
Сидорова Е.Ю., Олейник М.А., Геддис Е.В., Назаревская В.В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 199. С. 108-114.
Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 102-115.
Хонамри Ф., Азизи М., Кралик Р. Использование интерактивного электронного перевернутого обучения для улучшения критического чтения студентов // Science for Education Today. 2020. № 1. C. 25-42.
Чистова Е.В., Веренич Т.К., Еремина Е.В. Дистанционный онлайн-курс по обучению русскому языку как иностранному в системе Moodle: специфика педагогического дизайна // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 2 (45). С. 29- 35.
Шуан Г., Фэй Л., Доронина Е.Г. Разработка электронного курса по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: сб. ст. и материалов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2021. С. 184-186.