Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка в неязыковых вузах: эффективность и ограничения
DOI:
https://doi.org/10.25726/p1722-1028-8330-uКлючевые слова:
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), преподавание английского языка, неязыковые вузы, эффективность обучения, ограничения ИКТ, ИКТ-компетентность преподавателей, индивидуализация обучения, мотивация студентовАннотация
Данная статья посвящена анализу эффективности и ограничений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании английского языка в неязыковых вузах. В современном мире ИКТ играют все более значимую роль в образовательном процессе, предоставляя новые возможности для повышения качества обучения. Однако вопрос об эффективности применения ИКТ в преподавании иностранных языков остается недостаточно изученным, особенно в контексте неязыковых вузов. Материалы и методы исследования включают в себя анализ научной литературы по данной теме, а также эмпирическое исследование, проведенное на базе трех неязыковых вузов России с участием 120 студентов и 15 преподавателей английского языка. В ходе исследования применялись такие методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, а также статистический анализ полученных данных. Результаты исследования показывают, что использование ИКТ в преподавании английского языка в неязыковых вузах имеет как значительные преимущества, так и определенные ограничения. Среди основных преимуществ можно выделить повышение мотивации и вовлеченности студентов (отмечено у 78% опрошенных), расширение доступа к аутентичным языковым материалам (91% респондентов), возможность индивидуализации обучения (65% преподавателей). В то же время исследование выявило такие ограничения, как недостаточный уровень ИКТ-компетентности преподавателей (отмечено 53% опрошенных), технические сложности (68% респондентов), риск снижения роли преподавателя в учебном процессе (37% преподавателей). Полученные результаты свидетельствуют о необходимости взвешенного и педагогически обоснованного подхода к интеграции ИКТ в преподавании английского языка в неязыковых вузах, учитывающего как потенциальные преимущества, так и возможные ограничения данной технологии.
Библиографические ссылки
Виноградова Т.В. Домашнее чтение в неязыковом вузе. Упражнения для домашнего чтения и виды активности студентов // Вестник современных исследований. 2018. № 12.1(27). С. 37-40.
Геворгян А.Г., Шустова И.Н. Специфика обучения студентов неязыковых специальностей чтению на английском языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 400-409.
Демина В.А. Формирование умений работы с текстом на уроках домашнего чтения // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: Вопросы теории языка и методики обучения: тез. V междунар. конф. Коломна, 2015. С. 24-25.
Евдокимова М.Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в среде информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 16(655). С. 41-47.
Жаринова Л.Л. Домашнее чтение как один из аспектов языковой подготовки студентов // Наука Южно-Уральского государственного университета. Секции социально-гуманитарных наук: мат. 66- й науч. конф. Отв. за вып. С.Д. Ваулин. Челябинск, 2014. 1764 с.
Касаткина С.В. Особенности обучения иностранному языку студентов с низким уровнем владения в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. №2(93). С. 103-106.
Крылов Э.Г. Речемыслительная контекстно обусловленная деятельность как основа предметно-языкового обучения в неязыковом вузе // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 20-29.
Крылов Э.Г., Сомова К.Д. Фонетические упражнения при обучении студентов технического университета английскому // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 4. С. 75-86.
Никитина Е.Б. Барьеры в изучении английского языка и способы их преодоления // Человеческий капитал. 2020. № 5(137). С. 123-131.
Перчаткина В.Г., Зиятдинова Ю.Н. Современные онлайн приложения и их роль в саморазвитии студентов вуза в процессе иноязычной подготовки // Национальная ассоциация ученых. 2023. № 86. С. 39-42.
Салье Т.Е., Самсонова Т.И. Домашнее чтение как аспект преподавания иностранного языка для специальных целей. К вопросу о самостоятельной работе студентов // Филологический аспект. 2019. № 5(49). С. 263-266.
Самохина Н.П. Совершенствование навыков чтения студентов в рамках самостоятельной работы посредством домашнего чтения // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: мат. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред. Е.Е. Сухова, Т.В. Ризина. Рязань, 2019.
Санакоева З.Г. Эффективные методы и стратегии преподавания иностранных языков в разноуровневых группах // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1(98). С. 62-64.
Тымбай А.А. К вопросу о роли фонетики в программе обучения иностранному языку в рамках высшего профессионального образования (из опыта работы в МГИМО МИД России) // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2019. № 2. С. 144-156.
Царева Л.М., Марченко С.Б. К вопросу о языковом барьере и путях его преодоления // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.