Проблемы и перспективы обучения иностранных студентов русскому языку в вузах

Авторы

  • Муслим Лукманович Дасуев Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Иветта Айсановна Борщигова СОШ №3 с. Серноводское

DOI:

https://doi.org/10.25726/g3428-0858-7757-z

Ключевые слова:

проблемы, обучение, иностранные студенты, РКИ, русский язык

Аннотация

В высших учебных заведениях (университетах) по всему миру все большее количество студентов стремятся к изучению русского языка в связи с уникальными возможностями, предоставляемыми современным миром, который глобализирован и разнообразен. Это связано с тем, что русский язык со своей уникальной историей, культурой и литературой считается одним из самых распространенных и значимых языков в мире. В вузах, обучающих иностранных студентов, существует ряд вызовов и проблем, с которыми сталкивается растущий интерес к русскому языку. К числу этих проблем относятся языковые барьеры и культурные различия, а также нехватка квалифицированных учителей и организационные трудности. Иностранные студенты сталкиваются с основным препятствием при обучении русскому языку, а именно с проблемой понимания культурного контекста. Чтобы полностью понять и эффективно использовать язык, необходимо стать знатоком основных культурных тонкостей. Иностранные студенты, чья родная культура отличается от российской, часто с трудом расшифровывают выражения, идиомы и культурные символы. В результате их языковой обмен страдает с точки зрения качества. Преподавание русского языка иностранным студентам может быть довольно сложным из-за языкового барьера. Русский известен своей сложной грамматикой, разнообразными фонетическими правилами и обширным словарным запасом. Для студентов, изучающих русский язык как иностранный, овладение этими элементами может оказаться довольно трудным. Непонимание и трудности в общении могут возникать из-за ошибок в использовании грамматики или неправильного произношения слов.

Библиографические ссылки

Баракина Е.А., Цайзер К.М., Полякова А.А. Интерактивные ресурсы в дистанционном обучении РКИ: этап довузовской подготовки // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов VIII (XXII) Междунар. науч. практ. конф. молодых ученых. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. С. 302-306.

Белоусова И.М., Архипкин О.В. Особенности дистанционного обучения в практическом курсе русского языка как иностранного // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Государственный институт русского языка им. Пушкина А.С., 2021. С. 135-138.

Биккулова О.С. Ивкина М. И. Чат-бот в методике преподавания РКИ // Мир русского слова. 2021. № 1. С. 91-96.

Билык М.П., Фильцова М.С. Об использовании цифровых технологий при обучении русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч. практ. конф. Москва: Государственный институт русского языка им. Пушкина А.С., 2021. С. 144-148.

Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2. С. 80-87.

Гирфанова К.А. Особенности дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: материалы X Междунар. науч. конф. Тамбов: Державинский, 2021. С. 14-19.

Горячева А.А. Потенциал ИКТ-инструментария при обучении грамматике русского языка как иностранного // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы междунар. науч. практ. конф. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 121-125.

Гурьянова Ю.С. Виртуальная экскурсия как метод смешанного обучения русскому языку как иностранному // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем : материалы VI Междунар. науч. практ. конф., посвященной памяти Пятина В.А. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2021. С. 170-173.

Дзюба Е.В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 24-34.

Долинина И.В. Дистанционный формат преподавания аспекта «развитие речи» иностранным учащимся довузовского этапа обучения / Долинина И.В. // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 14-16 октября 2020 года. Государственный институт русского языка им. Пушкина А.С., 2021. С. 269-273.

Князева В.А., Соловьева К.С. Тенденции и закономерности инновационного развития системы высшего образования на региональном уровне // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов: материалы III Всерос. науч. практ. конф. 2020. С. 350-354.

Колоскова Т.А., Тупицына Е.Ю. Педагогические технологии как средство формирования интринсив-ной мотивации на уроках русского языка // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 13-19.

Круглова Т.А., Рогулева О.В., Кантор В.З., Никулина Г.В., Быкова Е.Б. Развитие речи младших школьников со зрительной депривацией на основе формирования и расширения семантических полей // Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков. СПб.: РГПУ им. Герцена А.И., 2021.

Лысенко В.Г. Концептуальные основы опережающей профессиональной подготовки для социально-экономического развития региона // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 97- 103.

Попова Н.А. К вопросу об актуальности внедрения технологии проектного обучения в вузе // Перспективные направления взаимодействия бизнеса, образования и культуры: материалы Всерос. науч. исслед. конф. 2020. С. 78-81.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

1.
Дасуев МЛ, Борщигова ИА. Проблемы и перспективы обучения иностранных студентов русскому языку в вузах. УО [Интернет]. 30 июнь 2023 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];13(8):241-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/990

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)