Развитие навыков письменной коммуникации студентов в процессе изучения русского языка в вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/f7881-6312-9625-wКлючевые слова:
письменная коммуникация, русский язык, высшее образование, методы обучения, иностранные студенты, языковые навыки, компетенции, студенты вузовАннотация
Современная система образования обращает особое внимание на формирование и развитие коммуникативных навыков студентов. Одним из ключевых элементов эффективной коммуникации является письменное общение, являющееся неотъемлемой частью академической и профессиональной деятельности. Это актуально и в контексте изучения русского языка в вузах, так как овладение навыками письменной коммуникации позволяет не только успешно осваивать учебные материалы, но и формировать навыки академического мышления, умения аргументированно и грамотно излагать свои мысли. Специфика обучения письменной коммуникации на русском языке состоит в том, что студенты должны освоить различные типы письменной речи, включая академическое письмо, научное письмо, деловую корреспонденцию и др. При этом каждый тип письма предъявляет свои требования к структуре текста, лексике, грамматике, стилистике и пр. В процессе обучения студенты изучают основные принципы организации и структурирования текста, осваивают нормы русского литературного языка, учатся выбирать адекватные средства выражения в соответствии с целями и аудиторией текста. Существенную роль в процессе обучения письменной коммуникации играют преподавательская поддержка и система оценивания. Преподаватели предлагают студентам различные виды письменных заданий и проектов, которые направлены на развитие конкретных навыков, таких как формулирование тезисов, аргументация, работа с источниками и т.д. Важным элементом обучения является обратная связь от преподавателей, позволяющая студентам осознавать свои успехи и области для улучшения. Последние данные, полученные в 2022 году, показывают, что около 78% студентов-иностранцев обучающихся в России испытываюттрудности в развитии навыков письменной коммуникации на русском языке. В свете данного контекста, исследования, направленные на изучение и улучшение методов обучения письменной коммуникации на русском языке, становятся весьма актуальными.
Библиографические ссылки
Белокурова С.С., Борисова А.В. Из опыта применения проблемного метода в обучении русскому языку как иностранному // Научный электронный журнал «Меридиан». 2021. № 1 (54). С. 234- 236.
Вьюгина С.В., Галимзянова И.И. Место информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». Т. 2. Пенза, 2019. С. 94-96.
Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 43-45.
Итинсон К.С., Чиркова В.М. К вопросу об эффективности использования электронных ресурсов в процессе обучения иностранных студентов в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 233-236.
Мордвинцева В.С., Никулина Н.А. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, № 8. С. 2642-2647.
Ницзяти А. Оптимизация организации процесса обучения китайских студентов на этапе довузовской подготовки с помощью компьютерных технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2(214). С. 45-53.
Очирова И.Н., Алексеева С. С., Антопкина Н.С., Худо-гулова Е.П. Опыт калмыцкого государственного университета в организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде: сб. докладов Междунар. науч. практ. конф. Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. С. 138-145.
Пашковская С.С. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному (ожидание и реальность) // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 3. С. 3-9.
Писарь Н.В. Цифровые технологии как средство повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы междунар. науч. практ. конф. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 419-425.
Попкова А.О. Применение информационных технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 6. С. 79-83.
Попова Л.В., Марьянчик В.А. Эмотивные тактики и приемы, используемые в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Европейское полиязыковое пространство: образование, социум, право: сб. междунар. конф. 2019. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/emssese-19/publishing
Романюк Е.С., Михайлушкина О.А., Попова А.В. Дистанционное обучение иностранных студентов в новых условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 5(158). С. 54-60.
Сидорова Е.Ю., Олейник М.А., Геддис Е.В., Назарев-ская В.В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена А.И- 2021. № 199. С. 108-114.
Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 102-115.
Чистова Е.В., Веренич Т.К., Еремина Е.В. Дистанционный онлайн-курс по обучению русскому языку как иностранному в системе Moodle: специфика педагогического дизайна // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 2(45). С. 29-35.
Доронина Е.Г., Шуан Г., Фэй Л. Разработка электронного курса по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание : сб. ст. и материалов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. Чайковского П.И., 2021. С. 184-186.