Роль современных информационных технологий в преподавании русского языка в вузах

Авторы

  • Муслим Лукманович Дасуев Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Сацита Сайдамиевна Тазуркаева Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/e5665-3361-3142-m

Ключевые слова:

информационные технологии, преподавание русского языка, вузы, дистанционное образование, интерактивное обучение, гибридное обучение, искусственный интеллект, машинное обучение, образовательные платформы

Аннотация

На преподавание русского языка в вузах большое влияние оказали современные информационные технологии. Эти технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни в последние годы и оказали значительное влияние на различные аспекты образования. Эта статья направлена на изучение уникальной роли и важности современных информационных технологий в обучении русскому языку, выделяя возможности и проблемы, которые они привносят в образовательный процесс. Кроме того, будет проанализировано, как эти технологии влияют на развитие навыков учащихся. Современное общество и быстро меняющаяся информационная среда ставят задачи и требования к преподаванию русского языка. В ответ технологические инновации становятся необходимыми, поскольку они предлагают новые средства и материалы для изучения и применения русского языка. Предлагая интерактивность и доступность, современные информационные технологии известны как одна из их главных особенностей. Для учащихся, которые хотят изучать русский язык более увлекательно и эффективно, существуют интерактивные онлайн-платформы и приложения, предоставляющие мультимедийные материалы, интерактивные задания и игры. Эти ресурсы помогают в развитии навыков общения на русском языке. Кроме того, включение онлайн-тестирования и самотестирования стало неотъемлемым компонентом обучения русскому языку. Проверка своих знаний и оценка прогресса позволяет учащимся развивать навыки самоорганизации и самоконтроля, что в конечном итоге повышает мотивацию и укрепляет уверенность в своих силах. Регулярное использование цифровых технологий в своем учебном процессе является обычной практикой примерно для 60% преподавателей высших учебных заведений во всем мире, о чем свидетельствуют статистические данные, собранные в 2021 году. Такая распространенность использования цифровых инструментов в образовании создает динамичную среду, которая позволяет учителям лучше обслуживать потребности студентов и поднять уровень преподавания русского языка.

Библиографические ссылки

Буренкова Д.Ю. Формирование и использование комплекта учебно-методических и электронных средств для развития коммуникативных умений для иноязычного общения: (на примере англ. яз.): автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 2018. 19 с.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. С. 1. URL:

Воронина Д.К., Шамов А.Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. С. 5. URL:

Гудкова Л.В., Прохоров Н.Н. Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов-бакалавров // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3. С. 3. URL:

Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно - коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т). М.: МИЭТ, 2018. 312 с.

Лебедева Т.Н., Шефер О.Р., Крайнева С.В., Белоусова Н.А., Эрентраут Е.Н., Ахкамова Ю.А. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 1., № 3. С. 6.

Мельникова О.А. Манипуляция общественным мнением и глобальная кибербезопасность. Москва. Гнозис, 2021. 208 с.

Мухамедиева А.Р., Орунова Б.М. Информационно-коммуникационные технологии при обучении русскому языку // CETERIS PARIBUS. 2022. №10.

Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.

Павелко Н.Н. Культура педагогической цифровой компетентности в современной образовательной деятельности // Вестник Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ. 2021. № 2 (86). С. 237-242

Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 40-57.

Пфетцер А.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4 (88). С. 985-995.

Сидорова Е.Ю., Олейник М.А., Геддис Е.В., Назарев-ская В.В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199. С. 108-114

Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 221-224.

Химайдинов Ш.С. Информационно-коммуникативные технологии при обучении русскому языку как иностранному // Talqin va tadqiqotlar ilmiy-uslubiy jurnali. 2022. №6. С. 12.

Яркина Л.П., Денисенко А.В., Калинина М.А., Березняцкая М.А. Русская литература на экране: учебно-методическое пособие по развитию коммуникативных навыков студентов-билингвов. Москва: РУДН, 2022.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

1.
Дасуев МЛ, Тазуркаева СС. Роль современных информационных технологий в преподавании русского языка в вузах. УО [Интернет]. 30 июнь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(8):152-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/974

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)