Роль современных информационных технологий в преподавании русского языка в вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/e5665-3361-3142-mКлючевые слова:
информационные технологии, преподавание русского языка, вузы, дистанционное образование, интерактивное обучение, гибридное обучение, искусственный интеллект, машинное обучение, образовательные платформыАннотация
На преподавание русского языка в вузах большое влияние оказали современные информационные технологии. Эти технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни в последние годы и оказали значительное влияние на различные аспекты образования. Эта статья направлена на изучение уникальной роли и важности современных информационных технологий в обучении русскому языку, выделяя возможности и проблемы, которые они привносят в образовательный процесс. Кроме того, будет проанализировано, как эти технологии влияют на развитие навыков учащихся. Современное общество и быстро меняющаяся информационная среда ставят задачи и требования к преподаванию русского языка. В ответ технологические инновации становятся необходимыми, поскольку они предлагают новые средства и материалы для изучения и применения русского языка. Предлагая интерактивность и доступность, современные информационные технологии известны как одна из их главных особенностей. Для учащихся, которые хотят изучать русский язык более увлекательно и эффективно, существуют интерактивные онлайн-платформы и приложения, предоставляющие мультимедийные материалы, интерактивные задания и игры. Эти ресурсы помогают в развитии навыков общения на русском языке. Кроме того, включение онлайн-тестирования и самотестирования стало неотъемлемым компонентом обучения русскому языку. Проверка своих знаний и оценка прогресса позволяет учащимся развивать навыки самоорганизации и самоконтроля, что в конечном итоге повышает мотивацию и укрепляет уверенность в своих силах. Регулярное использование цифровых технологий в своем учебном процессе является обычной практикой примерно для 60% преподавателей высших учебных заведений во всем мире, о чем свидетельствуют статистические данные, собранные в 2021 году. Такая распространенность использования цифровых инструментов в образовании создает динамичную среду, которая позволяет учителям лучше обслуживать потребности студентов и поднять уровень преподавания русского языка.
Библиографические ссылки
Буренкова Д.Ю. Формирование и использование комплекта учебно-методических и электронных средств для развития коммуникативных умений для иноязычного общения: (на примере англ. яз.): автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 2018. 19 с.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. С. 1. URL:
Воронина Д.К., Шамов А.Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. С. 5. URL:
Гудкова Л.В., Прохоров Н.Н. Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов-бакалавров // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3. С. 3. URL:
Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно - коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т). М.: МИЭТ, 2018. 312 с.
Лебедева Т.Н., Шефер О.Р., Крайнева С.В., Белоусова Н.А., Эрентраут Е.Н., Ахкамова Ю.А. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 1., № 3. С. 6.
Мельникова О.А. Манипуляция общественным мнением и глобальная кибербезопасность. Москва. Гнозис, 2021. 208 с.
Мухамедиева А.Р., Орунова Б.М. Информационно-коммуникационные технологии при обучении русскому языку // CETERIS PARIBUS. 2022. №10.
Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.
Павелко Н.Н. Культура педагогической цифровой компетентности в современной образовательной деятельности // Вестник Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ. 2021. № 2 (86). С. 237-242
Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 40-57.
Пфетцер А.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4 (88). С. 985-995.
Сидорова Е.Ю., Олейник М.А., Геддис Е.В., Назарев-ская В.В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199. С. 108-114
Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 221-224.
Химайдинов Ш.С. Информационно-коммуникативные технологии при обучении русскому языку как иностранному // Talqin va tadqiqotlar ilmiy-uslubiy jurnali. 2022. №6. С. 12.
Яркина Л.П., Денисенко А.В., Калинина М.А., Березняцкая М.А. Русская литература на экране: учебно-методическое пособие по развитию коммуникативных навыков студентов-билингвов. Москва: РУДН, 2022.