Инновационные методы и подходы в обучении русскому языку в высшей школе
DOI:
https://doi.org/10.25726/d7433-3422-8028-xКлючевые слова:
инновационные методы, подходы, исследование, русский язык, вузАннотация
С учетом стремительно развивающихся информационных технологий и меняющихся социокультурных запросов социума, безотлагательной задачей становится перманентное совершенствование методологии обучения русскому языку в академическом контексте. Преемственно актуальными представляются инновационные подходы, призванные обеспечить обучающимся глубокое и эффективное усвоение русского языка на высоком качественном уровне. В рамках данного научного обозрения мы углубимся в анализ роли и значимости новаторских методик в дисциплине преподавания русского языка в высшем образовательном учреждении, а также рассмотрим их вклад в формирование и развитие умений и навыков студентов. В контексте прогресса в области информационных технологий отмечается эволюция методов обучения русскому языку, включающая компьютерные приложения, мультимедийные инструменты, виртуальные классы, дистанционные образовательные программы и прочие современные технологические утилиты. Применение этих методологических инструментов обеспечивает студентам возможность активного взаимодействия с учебными материалами, способствуя развитию их способностей в изучении языка и практическом применении приобретенных знаний. В сфере академического образования русский язык преподается с использованием передовых методик, в частности, включающих интерактивные онлайн-платформы и приложения. Данные технологические решения предоставляют возможность создания динамичных и привлекательных занятий, в которых используются визуальные и аудио элементы, а также многообразные задания и игровые формы обучения. При помощи этих инструментов студенты способны более полно понимать и усваивать материал, что в результате ведет к усилению их мотивации к изучению русского языка. Интеграция мультимедийных ресурсов и интерактивных материалов в образовательный процесс выступает в качестве ключевой и прогрессивной стратегии обучения русскому языку в среде высшего образования. Онлайн-игры, виртуальные симуляции, аудио- и видеоматериалы - все эти компоненты приводят к более увлекательному языковому опыту, стимулируя студентов в развитии навыков понимания, говорения и письма на русском языке. Студенты получают возможность активного взаимодействия и обмена знаниями через платформы и приложения для самостоятельного обучения, общения с преподавательским составом и сокурсниками, демонстрации своих достижений и поиска ответов на возникающие вопросы.
Библиографические ссылки
Абазова Л.М., Кочесокова М.П., Джанхотова З.Х., Танашева Т.М. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному в российских вузах: специфика и перспективы // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 29-33.
Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2. С. 80-87.
Гирфанова К.А. Особенности дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: материалы X Междунар. науч. конф. Тамбов: Державинский, 2021. С. 14-19.
Горячева А.А. Потенциал ИКТ-инструментария при обучении грамматике русского языка как иностранного // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы междунар. науч.-практ. конф. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 121-125.
Калашникова О.В., Хон А.В. Актуальные проблемы обучения РКИ при полном или частичном переходе на дистанционное обучение в условиях вуза // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 2. С. 50-55
Кашпирева Т.Б. Методический аспект использования интернет-ресурсов при обучении РКИ в смешанном формате // Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности: материалы IX Междунар. науч. практ. конф., посвященной Междунар. дню культуры. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Толстого Л.Н., 2021. С. 34-43.
Логинова М.С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «продукты») // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена А.И. 2021. № 200. С. 77-86.
Машканцева С.В. Возможности Google-класса при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VII Междунар. науч. метод. конф. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. С. 231-236.
Мордвинцева В.С., Никулина Н.А. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, № 8. С. 2642-2647.
Ницзяти А. Оптимизация организации процесса обучения китайских студентов на этапе довузовской подготовки с помощью компьютерных технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2(214). С. 45-53.
Очирова И.Н., Алексеева С.С., Антопкина Н.С., Худо-гулова Е.П. Опыт калмыцкого государственного университета в организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде: сб. докладов Междунар. науч. практ. конф. Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. С. 138-145.
Пашковская С.С. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному (ожидание и реальность) // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 3. С. 3-9.
Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 102-115.
Чистова Е.В., Веренич Т.К., Еремина Е.В. Дистанционный онлайн-курс по обучению русскому языку как иностранному в системе Moodle: специфика педагогического дизайна // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 2 (45). С. 29- 35.
Доронина Е.Г., Шуан Г. Фэй Л. Разработка электронного курса по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: сб. ст. и материалов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. Чайковского П.И., 2021. С. 184-186.