Лингводидактические основы развития речевых навыков учащихся средней школы на уроках русского языка в СОШ

Авторы

  • Муслим Лукманович Дасуев Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Тамара Белаловна Джамбекова Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/k6353-8118-4877-q

Ключевые слова:

русский язык, речевое развитие, языковая система, литературный язык

Аннотация

Статья посвящена лингводидактическим основам развития речевых навыков учащихся средней школы на уроках русского языка в СОШ. Актуальность исследования обусловлена новыми задачами, которые поставлены перед современной школой, – формирование у учащихся умений самостоятельно строить устные и письменные высказывания различных жанров, которые необходимы им в процессе обучения и будущей деятельности. Речевое развитие является элементом формирования духовной культуры человека, что облагораживает его жизнь, обогащает сферу общения с другими людьми. Понятия о разновидностях речи закладываются еще в начальной школе. Начиная с 5-го класса, знания учащихся углубляются в процессе работы над темой «Типы речи» (повествование, описание и рассуждение). Ученики учатся распознавать типы речи по характерным признакам, определять по формулировке темы, какой тип речи должен быть положен в основу произведения, строить тексты заданного типа речи. Учитывая сказанное, все три типа речи ставят целью научить учащихся правильно владеть умениями строить связные высказывания, ситуации общения, предполагающие формирование всесторонне развитой личности. Авторы указывают на важность речевого развития для становления духовно богатой речевой личности всегда акцентировали свое внимание методисты.

Библиографические ссылки

Зинина Т.Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 957-960.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1993. 740 с.

Лорсанова А.А. Методы интерактивного обучения на уроках русского языка в новой школе // Образование и воспитание. 2016. № 1 (6). С. 8-11.

Машарипова У.А. Роль инновационных технологий в развитии речи младших школьников // Молодой ученый. 2013. № 4 (51). С. 580-582.

Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5–7 классы: кн. для учителя. М.: Линка-пресс, 1994.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1983. 125 с.

Щерба Л. Преподавание иностранных языков в средней школе // Общие вопросы методики. 2-е изд. Москва, 1974. С. 81.

Загрузки

Опубликован

2022-12-15

Как цитировать

1.
Дасуев МЛ, Джамбекова ТБ. Лингводидактические основы развития речевых навыков учащихся средней школы на уроках русского языка в СОШ. УО [Интернет]. 15 декабрь 2022 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];12(12):178-86. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/725

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)