Лингвистические основы обучения орфографии на уроках русского языка в общеобразовательном учебном заведении

Авторы

  • Муслим Лукманович Дасуев Чеченский государственный университет им. А.А.Кадырова
  • Тамара Белаловна Джамбекова Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/b9400-4280-3895-c

Ключевые слова:

урок русского языка, орфография, правописание, морфология, обще дидактические и методические принципы обучения

Аннотация

Статья посвящена лингвистическим основам обучения орфографии на уроках русского языка в общеобразовательном учебном заведении. Авторы отмечают, что обучение правописанию русского языка в связи с грамматикой является тем логически обусловленным процессом, который необходим для формирования речевой компетентности школьника и, что не маловажно, при подготовке к единому государственному экзамену. Рассмотрен морфологический принцип правописания, который предполагает написание одинаковым способом значимых частей слова (морфем) независимо от их звучания. Этот принцип обеспечивает графическую однотипность морфем независимо от тех звуковых изменений, которые могут в них происходить в речевом потоке. Однако для того, чтобы уметь пользоваться алгоритмом такого типа, школьники должны уметь правильно определять строение слова. Если же это умение будет недостаточно сформировано, ученики будут допускать ошибки, не смогут верно определять морфемы, а, следовательно, и разделение на слоги будет неточным. Иногда слова пишутся традиционно, без учета морфологического строения слова или его звучания в современном русском языке. Такой принцип написания называется традиционным, или историческим. В этом случае учитываются происхождение слова, его особенности, сложившиеся в процессе исторического развития языка. Например: кровь – кровавый, помочь – помогать.

Библиографические ссылки

Антончук А.И. Анализ диссертационных исследований по методике обучения орфографии http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Apsf/2008_16 / articles / article28.pdf

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. Акад. пед. наук РСФСР. Науч. - исслед. ин-т психологии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1966. 307 с.

Бондарь О.И., Карпенко Ю.А., Никитин-Дружинец М.Л. Cовременный русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Лексикография. К.: ВЦ "Академия", 2006. 368 с.

Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концевая Л.А. Секреты орфографии: книга для учащихся. М.: Просвещение, 2001. 222 с.

Витюк В. Психологические факторы формирования орфографических умений и навыков // УМЛШ. 2005. № 6. С. 5-7.

Дикая Н. Работа над грамматическими (морфологическими) ошибками. М., 2002. № 12. С. 30-33.

Лурия А.Р. Язык и знание. М.: Издательство Московского университета, 1979. 320 с.

Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведенный. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 352 с

Приступа Г.Н. Основы методики орфографии в средней школе. Рязань, 1973.

Щерба Л.В. Основные принципы орфографии и их социальное значение // В кн. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 45-49.

Загрузки

Опубликован

2022-12-15

Как цитировать

1.
Дасуев МЛ, Джамбекова ТБ. Лингвистические основы обучения орфографии на уроках русского языка в общеобразовательном учебном заведении. УО [Интернет]. 15 декабрь 2022 г. [цитируется по 15 май 2024 г.];12(12):112-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/717

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)