Формирование функциональной грамотности младших школьников в процессе решения проектной задачи по созданию виртуальных краеведческих экскурсий

Авторы

  • Елена Владимировна Иванова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Юлия Юрьевна Скрипова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/r8635-3426-5909-y

Ключевые слова:

функциональная грамотность, младший школьник, проектная задача, внеурочная деятельность, виртуальные экскурсии, краеведение

Аннотация

Стержневым понятием обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является понятие функциональной грамотности. В статье теоретически обосновывается влияние проектной задачи по созданию виртуальных краеведческих экскурсий на формирование функциональной грамотности младших школьников. Разработка учениками виртуальных экскурсий способствует развитию информационной, читательской, цифровой грамотности. Обучающиеся используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия для решения практических задач, в нашем исследовании – для мотивации сверстников к изучению истории и культуры регионов России. В статье проведен теоретический анализ ключевых понятий, представлен пример организации проектной задачи во внеурочной деятельности, показан алгоритм разработки младшими школьниками виртуальных краеведческих экскурсий.

Библиографические ссылки

Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22–24.

Боровская Л.А. Пермская область – наш родной край: пособие для учащихся начальной школы. Пермь, 2003. 182 с.

Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения: «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61), С.13-33.

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва: Вентана-граф, 2018. 286 с.

Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далёких и близких времён. Пермь: Книжный мир, 2003. 143 с.

Горина С.Н., Сорочкина Е.М. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. 2018. № 1. C. 53-57.

Евтыхова Н.М., Багова Л.Л. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников средствами межпредметной интеграции // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 4/43. С. 78–86.

Князева Н.А. Краеведение. Учебное пособие. Пермь: ПГПУ, 2006. 90 с.

Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. №16. С. 32-36.

Кулпина Т.А. Виртуальная экскурсия на уроке немецкого языка // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 144– 148.

Метелева А.А. Виртуальная экскурсия как форма внеурочной деятельности с младшими школьниками // Реализация воспитательно-образовательных функций современной начальной школы: электрон. сб. ст. по матер. Х всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова» (6 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред. Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2019. С. 283-288.

Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников: Коллективная монография /К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб [и др.]; Под общей редакцией М.А. Худяковой, науч. редакторы К.Э. Безукладников, В.А. Захарова. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. 252 с.

Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года». https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников: коллект. моногр. / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб, К.А. Занина [и др.]; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова; под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. унт. Пермь, 2021. 170 с.

Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 79–81.

Цыдыпова Т.В., Новиков А.Н. Применение виртуальной экскурсии в краеведческой деятельности // Инновационная наука. 2019. № 12. С. 185–186.

Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткин А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности // Решетневские чтения. 2016. Т.2. С. 239–240.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

1.
Иванова ЕВ, Скрипова ЮЮ. Формирование функциональной грамотности младших школьников в процессе решения проектной задачи по созданию виртуальных краеведческих экскурсий. УО [Интернет]. 15 июнь 2022 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];12(5):194-202. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/444

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)