Formation of functional literacy of younger schoolchildren in the process of solving the project task of creating virtual local history excursions
DOI:
https://doi.org/10.25726/r8635-3426-5909-yKeywords:
functional literacy, primary school student, project task, extracurricular activities, virtual tours, ocal historyAbstract
The core concept of the updated federal state educational standard of primary general education is the concept of functional literacy. The article theoretically substantiates the influence of the project task of creating virtual local history excursions on the formation of functional literacy of younger schoolchildren. The development of virtual excursions by students contributes to the development of information, reading, digital literacy. Students use subject knowledge and skills, universal learning activities to solve practical problems, in our study - to motivate peers to study the history and culture of Russian regions. The article provides a theoretical analysis of key concepts, presents an example of organizing a project task in extracurricular activities, shows an algorithm for developing virtual local history excursions by younger students.
References
Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22–24.
Боровская Л.А. Пермская область – наш родной край: пособие для учащихся начальной школы. Пермь, 2003. 182 с.
Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения: «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61), С.13-33.
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва: Вентана-граф, 2018. 286 с.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далёких и близких времён. Пермь: Книжный мир, 2003. 143 с.
Горина С.Н., Сорочкина Е.М. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. 2018. № 1. C. 53-57.
Евтыхова Н.М., Багова Л.Л. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников средствами межпредметной интеграции // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 4/43. С. 78–86.
Князева Н.А. Краеведение. Учебное пособие. Пермь: ПГПУ, 2006. 90 с.
Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. №16. С. 32-36.
Кулпина Т.А. Виртуальная экскурсия на уроке немецкого языка // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 144– 148.
Метелева А.А. Виртуальная экскурсия как форма внеурочной деятельности с младшими школьниками // Реализация воспитательно-образовательных функций современной начальной школы: электрон. сб. ст. по матер. Х всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова» (6 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред. Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2019. С. 283-288.
Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников: Коллективная монография /К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб [и др.]; Под общей редакцией М.А. Худяковой, науч. редакторы К.Э. Безукладников, В.А. Захарова. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. 252 с.
Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года». https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников: коллект. моногр. / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб, К.А. Занина [и др.]; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова; под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. унт. Пермь, 2021. 170 с.
Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 79–81.
Цыдыпова Т.В., Новиков А.Н. Применение виртуальной экскурсии в краеведческой деятельности // Инновационная наука. 2019. № 12. С. 185–186.
Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткин А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности // Решетневские чтения. 2016. Т.2. С. 239–240.