Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством факультативных занятий

Авторы

  • Елена Владимировна Иванова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/l9256-1601-8590-y

Ключевые слова:

патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические чувства, младший школьник, внеурочная деятельность, факультатив

Аннотация

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из главных задач школы. Особую актуальность оно приобретает и в современных условиях. Переосмысление ведущих ценностных ориентиров в обществе, кризис института семьи, отсутствие патриотических чувств у значительной части населения, особенно у молодежи, наличие негативных проявлений у обучающихся в общественной жизни страны (отсутствие оптимальной гражданской позиции, социально одобряемого поведения, а также участие в общественно порицаемых мероприятиях и интернет-сообществах) привели к необходимости безотлагательного решения на государственном уровне проблемы патриотического воспитания обучающихся и поиска наиболее рациональных путей, средств, форм и методов ее оптимизации. Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте у детей происходит совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину. Огромным воспитательным потенциалом при этом обладают не только учебные предметы, но и внеурочная деятельность, поскольку способы организации воспитательного процесса в этом случае могут быть свободными: игры и соревнования, экскурсии, обсуждение актуальных тем, беседы с участниками событий, поисковые и исследовательские проекты и т.д. В статье рассматривается проблема воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности на примере программы факультативного курса «С чего начинается Родина».

Библиографические ссылки

Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, №4 (77). С. 7–29.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.

Вороненко А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся. Тюмень, ТГПУ, 2005. 135с.

Выготский Л.С. Нравственное воспитание. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1991. 480с.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2011. 24 с. (Стандарты второго поколения).

Лушников И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. Вологда: ВИРО, 2014. 64 с.

Михайлова Е.Н. Формирование патриотических чувств у младших школьников в процессе обучения // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 271-273.

Немов Р.С. Общая психология. Питер, 2008. 304 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская адемия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.

Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия в 2ч. М: Большая российская энциклопедия, 1999. 656 с.

Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2002. 720 с.

Рустамова С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников // Педагогическое искусство. 2021. № 1. С. 113-117.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. 208 с.

Филина Д.Р. Средства оценивания патриотической воспитанности младших школьников // Вестник магистратуры. 2018. № 8(83). С. 21-23.

Философский энциклопедический словарь онлайн. https://rus-philosophyenc.slovaronline.com/

Формы организации внеурочной деятельности. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/formy-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti

Шахбазова М.А. Воспитание подрастающего поколения на героико-патриотическом потенциале российской истории // Вестник социально педагогического института. 2017. № 4(24). С. 64-70.

Юнусова Э.А-Г. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 323-325.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

1.
Иванова ЕВ. Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством факультативных занятий. УО [Интернет]. 15 июнь 2022 г. [цитируется по 21 февраль 2024 г.];12(4):10-23. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/389

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)