Исследование готовности учителей к формированию читательской грамотности младших школьников

Авторы

  • Ольга Валерьевна Шабалина Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Юлия Юрьевна Скрипова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/r2570-6806-9438-u

Ключевые слова:

функциональная грамотность, читательская грамотность, учитель начальных классов, процесс формирования читательской грамотности, младшие школьники

Аннотация

Функциональная грамотность обозначена в материалах стандарта НОО (2021) как новый образовательный результат младших школьников. Для достижения этого результата в образовательной организации должна быть организована целенаправленная работа по формированию у учеников знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе, что предполагает профессиональную готовность педагогов к этой деятельности. В статье представлены результаты исследования представлений учителей о содержании понятия «читательская грамотность» и средствах ее формирования у младших школьников. Изучение мнения учителей, интерпретация их ответов на вопросы анкеты позволили выявить особенности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной готовности учителей начальных классов к формированию читательской грамотности у младших школьников. Анализ проблемы позволил сформулировать рекомендации для совершенствования работы по формированию читательской грамотности младших школьников в образовательной организации.

Библиографические ссылки

Агаева А.В. Интерактивная дидактическая игра как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Экономика и социум. Саратов, 2023. №5(108)-1. С. 964-968.

Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках дистанционных занятий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Новосибирск, 2022. Выпуск 1-1 (64). С. 88-92.

Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Директ-Медиа, 2023. 500 с.

Безруких М.М., Фарбер Д.А. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. 432 с.

Гаврилова С.М., Дондокова Р.Б. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. Улан-Удэ, 2021. № 4. С. 45-52.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Постановление правительства от 26 декабря 2017 г. №1642 // URL: http://gov.garant.ru.

Диких Э.Р., Зарипова Е.И., Макарова Н.С. Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2021. Том 6. Выпуск 6. С. 929-937.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / М.: Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.

Колесова О.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Кочетова Е.В., Маясова Т.В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 240-254.

Колесова О.В., Тивикова С.К. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников // Школьные технологии. 2019. №3. С.71-77.

Лебедев А.Н. Развитие механизмов управления инновационной деятельностью образовательных организаций // Экономический журнал. 2018. С. 57-74.

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) // URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 17.07.2023).

Молокова А.В., Смолеусова Т.В., Погребняк Е.В. и др. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическая сессия для учителей // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2022. С.105-113.

Морозова А.Р. Синергетическое управление образовательными организациями // Вестник АГУ. 2020. Выпуск 3 (263). С.128-133.

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.

Олефир С.В. Подготовка педагогов к формированию читательской грамотности обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2023. № 2 (55). С. 19-28.

Основная информация об исследовании PIRLS // Институт стратегии развития образования Российской академии образования // URL: http://www.centeroko.ru (дата обращения: 16.03.2022).

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» // URL: https://fgosreestr.ru.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

Старикова Л.Д., Стариков С.А. Методология педагогического исследования: учебник для вузов / М.: Издательство Юрайт, 2022. 287с. // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/490467 (дата обращения: 15.10.2022).

Третьякова Е.М. Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Международный научный журнал «Вестник науки». Тольятти, 2020. № 12 (33) Т.1. С. 35-38.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: https://base.garant.ru.

Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Комплекс заданий как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Функциональная грамотность: Новые дидактические решения и методические императивы: материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С.233-242.

Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников: коллект. моногр. / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб, К.А. Занина и др.; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова; под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. унт. Пермь, 2021. 170 с.

Шатохина И.В. Формирование функциональной грамотности будущих учителей начальной школы в условиях педагогического образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1 (127). // URL: https://research-journal.org/archive/1-127-2023-january (дата обращения: 17.10.2023).

Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS – 2016 // Вопросы образования. М., 2018. №1. С. 58-78.

Яшина Н.Ю. Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2022. №5. С.48-56.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Шабалина ОВ, Скрипова ЮЮ. Исследование готовности учителей к формированию читательской грамотности младших школьников. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];14(1-1):175-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1271

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)