Теоретические основы формирования общекультурных компетенций у обучающихся СПО спортивного профиля
DOI:
https://doi.org/10.25726/x2517-2063-6674-aКлючевые слова:
педагогическая деятельность, общекультурные компопоненты, среднее профессиональное образованиеАннотация
Современное общество переживает кризисные явления, связанные с утратой традиционных ценностей, имеющих культурные и исторические корни; представления о благе личности и общества трансформируются под влиянием парадигмы потребления и вызовов информационной эпохи. Повышается влияние СМИ, цифровых информационных платформ, соцсетей на человека, утрачиваются традиционные формы солидарности, что становится дополнительным вызовом и риском. Эти тенденции обнаруживаются повсеместно, став глобальной установкой современности. Выверенные историей и культурой модели воспитания часто рассматриваются как потерявшие свой авторитет и прочность, а в качестве альтернативы – выдвигаются идеи прагматичных форм образования, которые подходили бы для подготовки специалистов узкого профиля. В этом смещении акцентов от фундаментальности подготовки кадров – к очерчиванию четких профессиональных границ в образовании – неизбежно теряются общекультурные и личностноориентированные компоненты. Цель статьи – определить их, а также набор трудовых функций педагога по формированию общекультурных компетенций у обучающихся СПО спортивного профиля с учетом перечисленных вызовов современности, которые будут востребованы в дальейшем в самых разных спектрах его деятельности. Система образования призвана ответить и на запросы социально-экономического развития общества, и на задачи сохранения культурной и национальной идентичности как одной из внутренних задач гуманитарной безопасности государства и личности.
Библиографические ссылки
Болотов В.А, Сериков В. В Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003.-№ 10. С. 8-14;
Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена, 2001.
Быстрицкая Е.В., Дмитриев С.В. Диагностика процессов и методов формирования педагогической компетентности специалиста по физической культуре // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 55-63.
Валицкая А.П. Образование в России: цели и ценности. СПб.: Алетейя, 2021.
Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
Киринюк А.А., Кирсанов К.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. М., Национальный институт бизнеса. 2005.
«Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г». 2020.
Кумбс Г. Филипп. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М., Прогресс, 1970.
Профессиональный стандарт 05 Физическая культура и спорт 05.012 «Тренерпреподаватель». Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 952н (в ред. Приказа Минтруда России от 30.08.2023 N 686н). 2020.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 «Физическая культура» (Приказ № 968 от 11.11.2022). 2022.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 «Физическая культура» (Приказ № 968 от 11.11.2022). 2022.
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 2007. 13. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. Касталь, 1998. С. 17.
Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. Касталь, 1998. С. 17.