Методические аспекты организации работы с корнями -чет-/-чит-

Авторы

  • Светлана Павловна Черкашина Московский финансово-промышленный университет Синергия
  • Наталья Александровна Чистякова Московский финансово-промышленный университет Синергия
  • Ирина Николаевна Глазунова Московский финансово-промышленный университет Синергия
  • Ангелина Олеговна Тоуахар Московский финансово-промышленный университет Синергия

DOI:

https://doi.org/10.25726/a0427-1338-3761-n

Ключевые слова:

исторический принцип русской орфографии, орфографическое правило, корень, омонимия корней, чередующиеся написания

Аннотация

Цель исследования – решение методической проблемы правописания слов с корнями -чет-/-чит- при освоении курса русского языка на уровне среднего общего образования и основного общего образования. Анализ школьных учебников 5 класса по русскому языку показал, что в них отсутствует материал по изучению данных корней. Орфографическое правило о правописании чередующихся корней с -е-/-и-, представленное в научной и методической литературе, в общепринятой формулировке не устраняет проблему, так как не объясняет причин отнесенности слов-исключений к данному правилу и не предлагает алгоритма разграничения омонимичных корней. В статье предлагается вариант решения имеющейся проблемной ситуации. Научная новизна данного исследования заключается в предложении критериев разграничения слов с корнями -чет-/-чит- и комплекса упражнений для формирования навыка различения слов с проверяемыми и чередующимися гласными. Описывая состав слов с чередованием -е-/-и- в корнях, все исследователи отмечают, что пополнение корпуса слов продолжается и сейчас. Мы рассмотрели только исключения с -чет-/-чит-, однако и остальные отступления нуждаются в своеобразной адаптации к восприятию их выпускниками-подростками. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в продолжении подобного рода работы с исключениями и сложными написаниями.The purpose of the study is to solve the methodological problem of spelling words with roots -chet-/-chit- when mastering the Russian language course at the level of secondary general education and basic general education. An analysis of 5th grade school textbooks on the Russian language showed that they do not contain material on studying these roots. The spelling rule on the spelling of alternating roots with -e-/-i-, presented in the scientific and methodological literature, in the generally accepted formulation does not eliminate the problem, since it does not explain the reasons for the attribution of exception words to this rule and does not propose an algorithm for distinguishing homonymous roots. The article proposes a solution to the existing problem situation. The scientific novelty of this study lies in the proposal of criteria for distinguishing words with roots -chet-/-chitand a set of exercises for developing the skill of distinguishing words with tested and alternating vowels. Describing the composition of words with alternating -e-/-i- in roots, all researchers note that the replenishment of the corpus of words continues to this day. We have considered only exceptions with -even-/-cheat-, however, the remaining deviations also need some kind of adaptation to the perception of them by teenage graduates. We see prospects for further research in continuing this kind of work with exceptions and complex spellings.

Библиографические ссылки

Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. Алгоритм. Психологический словарь. Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. 448 с.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. М.: Дрофа, 2012. URL: https://rosuchebnik.ru/product/russkiy-yazyk-teoriya-5-9-klassy-uchebnik424390/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием -е-/-и- // «Орфографическое комментирование русского словаря», 2015-2024. URL: ruslang.ru

Власенков А.И. Алгоритмы в обучении орфографии: Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе; под ред. действ. чл. АПН РСФСР Текучева A.B. М.: Просвещение, 1965. 95 с.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследования мышления в советской психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. 18 с.

Граник Г.Г. Опыт программирования разделов курса русского языка с использованием алгоритмов: Сб. Применение технических средств и программированного обучения. Новосибирск: Знание, 1965. 197 с.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 10 класс. Практикум по орфографии и пунктуации: Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ. 2-е изд., испр. М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019. 192.

Иванова М. В. Историческая грамматика русского языка: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования / Москва: Издательский центр «Академия», 2011. 128 с.

Киреева Н.П. Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии. Издательские решения, 2016. 31 с. URL: https://iknigi.net/avtor-nataliya-kireeva/199400- grammaticheskiy-metod-obucheniya-russkomu-pravopisaniyu-kniga-1-lekcii-poorfografii-nataliyakireeva/read/page-4.html

Купалова А.Ю., Еремеева А.П. Русский язык: практика: 5 класс. М.: Дрофа, 2012. 304 с.

Купалова А.Ю., Еремеева А.П. Русский язык: практика: 5 класс. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014. 304 с.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. 240 с.

Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987.

Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2. 9- е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2012.

Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, 1956. 176 с.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник, под ред. В. В. Лопатина. М.: ЭКСМО, 2006. 544 с.

Родина И.В. Русское письмо на основе грамматики: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. 2-е изд., стер. М.: Высшая школа, 1989. 224 с.

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку с диктантами. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. 448 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Книга, 1978. 320 с.

Черкашина С.П., Манджиева Т.В. Синхронный и диахронный анализ корней с чередующимися гласными // Вестник Калмыцкого университета. 2024. № 1(61). С. 96-100.

Загрузки

Опубликован

2024-03-15

Как цитировать

1.
Черкашина СП, Чистякова НА, Глазунова ИН, Тоуахар АО. Методические аспекты организации работы с корнями -чет-/-чит-. УО [Интернет]. 15 март 2024 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];14(3-1):194–202. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1416

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>