Использование геймификации при организации образовательного процесса в начальной школе
DOI:
https://doi.org/10.25726/z7861-9445-7214-kКлючевые слова:
геймификация образования, образовательные игры, начальная школа, педагогический эксперимент, учебная мотивация, успеваемостьАннотация
В настоящее время в начальной школе Российской Федерации происходит постепенный переход к активным формам обучения, вовлекая учащихся в сотрудничество и самоорганизацию. Геймификация образовательного процесса представляет собой перспективный подход к решению этой задачи, позволяя сформировать у детей мотивацию к обучению за счет элементов игры. Цель данного исследования заключалась в экспериментальной проверке эффективности использования геймификации в начальной школе. В исследовании приняли участие 102 обучающихся 3-4-х классов одной из школ города Москвы. Классы были рандомизированы в две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе были применены разработанные игровые элементы к традиционному учебному процессу. Проводилась оценка учебной мотивации, успеваемости, а также анкетирование участников об их предпочтениях. Полученные результаты свидетельствуют о более высокой учебной мотивации и лучших показателях успеваемости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Геймификация позволяет решать задачу формирования активных форм обучения и повышения мотивации учащихся начальных классов.
Библиографические ссылки
Астапов В.М., Вакнин Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 273 с.
Белкина Е.С., Шурупова М.В. Геймификация как новый способ мотивации учащихся на уроках иностранного языка // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2021. № 1 (19). С. 113-117.
Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Нов. сер: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 1(37). С. 23-32.
Быкадырова Е.С. Геимификация в образовании // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12(29). С. 178-180.
Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 3(68). С. 65-77.
Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование средств геимификации в процессе обучения иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1(118). С. 81-89.
Демиденко Т.Г., Чистякова Н.А. Реализация интерактивного компонента в процессе практикоориентированного преподавания гуманитарных дисциплин // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7(65). С. 32-38. DOI 10.25726/z2237-5269-6534-k. EDN MCHYVV.
Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах // Филологическое образование в период детства. 2016. № 23. С. 146-148.
Максимова Н.В. Игры, игровые формы и методы обучения на уроках математики в начальной школе // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 08-10 декабря 2021 года. Под ред. З.В. Бродовской, Е.В. Толокневой. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. С. 1B2-1B3.
Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 60-64.
Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. № 4. С. 126-143.
Симакова С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2017. Т. 23. № 1-2. С. 135-140.
Тонких А.П., Лапыко Т.П., Еловикова Д.А. Логические игры и задачи на уроках математики: Популярное пособие для родителей и педагогов. (Игра, обучение, развитие, развлечение). Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
Титова С.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактическии и методологический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 135-152.
Федоров О.Г. Необходимость и условия непрерывного развития исследовательской компетентности личности в процессе ее становления как педагога начального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2 (39). С. 62-70.
Шахматова Н.А. Ролевая онлайн игра Classcraft как средство повышения мотивации шестиклассников на уроках информатики.
Шматков М.Н. Использование электронного образовательного ресурса на уроках математики в начальной школе // Сибирский учитель. 2015. № 6(103). С. 70-75.
Шматков М.Н., Некрасова И.И. Расширение «гибких» компетенций педагога посредством интерактивной геймификации при обучении математике в начальной школе // Нижегородское образование. 2021. № 3. С. 11-19.