Подготовка педагогических кадров по воспитанию у школьников гражданской идентичности
DOI:
https://doi.org/10.25726/w6967-2167-3515-uКлючевые слова:
гражданская идентичность, формирование ценностей, подготовка педагогических кадров, непрерывное образование учителей, модернизация образованияАннотация
Настоящая работа посвящена актуальной проблеме формирования гражданской идентичности школьников через совершенствование подготовки педагогических кадров. Цель данного исследования состоит в анализе современного состояния данного процесса, выявлении проблемных аспектов и разработке рекомендаций по его оптимизации. В рамках теоретической части исследования рассматриваются основные подходы к пониманию феномена гражданской идентичности, анализируются требования ФГОС к ее формированию у учащихся. Изучаются модели подготовки педагогических кадров в зарубежных странах. Эмпирическая база включает анкетирование 500 учителей из 30 регионов РФ и анализ программ профессиональной переподготовки педагогов. Результаты исследования свидетельствуют о несоответствии современных программ подготовки педагогов задачам формирования гражданской идентичности у школьников. Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию данного процесса.
Библиографические ссылки
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В. Молодежь России в цифровом пространстве: Основания дифференциации стратегий интернет-поведения // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. № 14(1): 37-58.
Галыенко А.С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2021. 196 c.
Гребенникова В.М., Руденко Е.Ю. Готовность будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества: критерии оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Ч. 1. Вып. 79. C. 139-143.
Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников. // Концепт. научно-методический электронный журнал. 2019. № 5. C. 45-58.
Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты // Психологические исследования. 2020. № 11(59). C. 11-19.
Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
Казначеева Н.Н. Воспитание в учебном процессе. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации // Воспитание школьников. 2017. № 2. С. 1-8.
Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. C. 23-41.
Метлик И.В., Потаповская О.М. Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании. Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2017. № 2: С. 18-28.
Муллер О.Ю., Волощук О.С. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-6. С. 105-108.
Мчедлова М.М., Казаринова Д.Б. Политика идентичности: конкуренция новых теоретических смыслов и политических стратегий // Политическая наука. 2020. № 4. С. 14-35.
Огурцова Е.Ю., Фадеев РН. Подготовка будущих учителей к обучению школьников основам кибербезопасности // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 3. C. 88-97.
Пикалова О.С. Фокус-группа как метод социологического анализа подходов к формированию гражданской идентичности // Формирование гражданской идентичности в условиях турбулентных социально-политических процессов: сб. науч.-практ. Всерос. конф. с междунар. участием. Отв. ред. Н.В. Федина. Липецк, 2023. С. 86-88.
Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 2. C. 37-41.