Теоретические основы изучения русской пунктуации

Авторы

  • Таисия Дзаиндыевна Магомадова Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова
  • Лейла Мухарбековна Бахаева Чеченский государственный педагогический университет
  • Зульфия Килабовна Джанаралиева Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова

DOI:

https://doi.org/10.25726/g6928-5310-0531-n

Ключевые слова:

грамотность, обучение, пунктограмма, пунктуация, синтез, сравнение, язык

Аннотация

В данной статье представлены теоретические сведения по изучению пунктуационных норм. Как известно, грамотным можно назвать того человека, который имеет высокий уровень развития устной и письменной речи. Одной из составляющих общей культуры человека является его пунктуационная сноровка. Правильное структурирование курса русского языка направлено не только на повышение уровня теоретических и практических умений и навыков в усвоении системы языка, но и на формирование языковой личности, культуры общения и целостного мировоззрения. Эти задачи в некоторой степени обеспечиваются изучением синтаксиса и пунктуации. Реализация принципов в системе усвоения пунктуации учащимися определяется методами обучения, классификация которых основывается на известных исследованиях русской методической науки, способствующей осознанию пунктуационных знаний и формированию соответствующих умений и навыков: традиционных (словесные (рассказ, беседа), работа с учебником, наглядностью, наблюдение за речью, практические методы (упражнения), репродуктивные, эвристические, объяснительно-иллюстративные, проблемные, игровые и т. п) и инновационные (метод презентации, ассоциативного объяснения, цветовых эффектов, метод проектов и т. д.), которые направлены на поиск новых способов учебной деятельности.

Библиографические ссылки

Абреимова Г.Н. Орфография и пунктуация русского языка: Правила и упражнения. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. 190 с.

Анохина С.А. Дистанционный курс «Трудные вопросы русской пунктуации»: электронный учебно-методический комплекс // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 10 (77). С. 30-50.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1983. 176 с.

Елисеева М.Б., Шульман Б.М., Ковалевская Е.Г. Справочник по орфографии и пунктуации: практическое пособие. М.: Издательство Юрайт, 2023. 325 с.

Купцова А.В. Методика освоения пунктуации в школьном курсе русского языка // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Отв. ред. С.А. Борисова, И.Н. Соколова. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2020. С. 311-314.

Кучиева Л.А., Акоева К.П. Основы функционального подхода к изучению пунктуации русского языка // Современные технологии в образовании. 2020. № 20. С. 125-131.

Лебедева В.П., Перепелкина Н.А. Пунктуация. Русский язык // Москва: Просвещение. 2015. № 8(75). С. 55.

Лекант П.А., Канафьева А.В. Современный русский язык. Синтаксис. Сборник упражнений: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 232 с.

Лобачева Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 123 с.

Николенкова Н.В. Бытовая орфография и пунктуация как признак правописной ситуации в русском языке начала XXI века // Филология и человек. 2022. № 2. С. 38-51.

Парубченко Л.Б. Орфография и пунктуация: практическое пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Издательство Юрайт, 2023. 275 с.

Перфильева Н.П. Интонационный принцип пунктуации или обучения пунктуации // Лингвистика и школа-IV. К 90-летию со дня рождения Михаила Викторовича Панова (1920-2001): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Л.Б. Парубченко. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2011. С. 126-132.

Севостьянова В.Н. Теория русской пунктуации как основа формирования пунктуационных навыков учащихся // Влияние науки на инновационное развитие: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред.: А.А. Сукиасян. Пермь: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. Т. 2. С. 79-84.

Теоретические основы непрерывного изучения пунктуации в школе и вузе: Учебно-методический комплекс по дисциплине: курс лекций. Министерство образования и науки Российской Федерации, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2015. 52 с.

Тонконогов А.В. О совершенствовании правил пунктуации и орфографии в научных и литературных трудах на Русском языке // Москва: Издательский центр «Академия». 2020. № 4. С. 333-339.

Загрузки

Опубликован

2023-11-30

Как цитировать

1.
Магомадова ТД, Бахаева ЛМ, Джанаралиева ЗК. Теоретические основы изучения русской пунктуации. УО [Интернет]. 30 ноябрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(11-2):181-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1184

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)