Роль текста в развитии речевых навыков студентов на занятиях по русскому языку в дистанционном режиме
Ключевые слова:
текст, речевые навыки, русский язык как иностранный, онлайн-обучение, лингводидактика, речевая компетенция, методика преподавания.Аннотация
Развитие речевых навыков студентов в онлайн-формате является актуальной проблемой лингводидактики. Цель исследования – определить роль текста в формировании речевой компетенции обучающихся на занятиях по русскому языку в дистанционном режиме. Задачи: 1) охарактеризовать лингводидактический потенциал текста; 2) выявить особенности работы с текстом онлайн; 3) предложить методические решения для оптимизации текстоориентированного обучения. Применялись теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование). Источниковой базой послужили научные публикации, учебно-методические материалы, данные опроса преподавателей и 60 студентов. Для обработки результатов использовались статистические методы. Установлено, что текст является ключевым средством развития речевых навыков онлайн. Определены критерии отбора текстов и способы работы с ними в дистанционном формате. Разработана система упражнений, нацеленных на совершенствование речевой компетенции студентов. Экспериментально доказана эффективность предложенной методики. Исследование вносит вклад в теорию и практику преподавания русского языка онлайн. Полученные результаты могут использоваться для модернизации языковых курсов в вузе. Перспективным представляется изучение роли текста в развитии речевых навыков на разных уровнях владения языком
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496 с.
Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 256 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
Дунаева Л.А., Левина Г.М. Система дистанционного обучения РКИ: современное состояние и перспективы развития // Русский язык за рубежом. 2020. № 1. С. 12-19.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»; «Cambridge University Press», 2001. 224 с.
Кулибина Н.В. Текст как ресурс обучения речевому общению на уроках русского языка как иностранного/неродного // Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). 2012. Вып. 1. 372 с.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
Руденко-Моргун О.И. Электронный учебник по русскому языку как иностранному: концепция и технология разработки // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2020. № 1. С. 85-90.
Стрельчук Е.Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ: диссю ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2016. 357 с.
Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: уч.-метод. пос. для препод. русск. яз. как иностр. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 784 с.
Brinton, D. M. Content-based second language instruction. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2003. 304 p.
Ferris D., Hedgcock J. Teaching ESL Composition: purpose, process, and practice. NY: Routledge, 2013. 528 p.
Nation I.S.P., Macalister J. Language curriculum design. NY: Routledge, 2010. 224 p.
Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and methods in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 270 p