Изучение «качественных слов» на материале художественной литературы

Авторы

  • Лейла Мухарбековна Бахаева Чеченский государственный педагогический университет
  • Евгения Николаевна Муратова Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.25726/i5236-2864-2614-k

Ключевые слова:

антропологическая лингвистика, качественные слова, образ, персонаж, прилагательное, прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы, прилагательные-эпитеты, художественная литература

Аннотация

Статья посвящена изучение качественных прилагательных на материале художественных произведений. В последние время в научной картине мира особый интерес приобретает антропологическая лингвистика. Решаются вопросы о том, как отражается в языке человек. Образ персонажа позволяет обсуждать проблему реконструкции человека с опорой на данные языка. Обучить воспроизвести качество, охарактеризовать его, точно и метко подбирать из ряда эпитетов один самых выразительных, говорить кратко, но убедительно, – вот главные задачи, которые встают перед учителем в работе над темой «Прилагательное» и которые решать надо на протяжении всего обучения. Важно для развития речи ознакомить учащихся с прилагательными в прямом и переносном значении. «Качественные слова» – самая живописная часть речи. Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя.

Библиографические ссылки

Гутова Н.В. Некоторые формы проявления синкретической семантики прилагательных в языке художественных произведений: формирование синестезии у студентов филологических факультетов // Конструктивные педагогические заметки. 2022. № 10-2(18). С. 72-82.

Закирова О.В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Закирова Оксана Вячеславовна. Казань, 2007. 22 с.

Калашникова М.А., Алиева М.Г., Афонина И.С. Имена прилагательные с семантикой цвета в лирике С. А. Есенина // Уральский научный вестник. 2018. Т. 5. № 2. С. 258-260.

Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Учпедгиз, 1961. 344 с.

Короленко В.Г. Слепой музыкант: [рассказы и повести]. Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. 350 с.

Листопад Н.С. Имена прилагательные как основной выразитель оценки / Н. С. Листопад // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 18-19 апреля 2019 года. Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 474-477.

Маслова А.В. Особенности взаимодействия языка художественных произведений с книжными стилями русского языка // Научный вестник Воронежского государственного архитектурностроительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. №4 (18). С. 139-143.

Рыльский М.Ф. Стихотворения и поэмы / Максим Рыльский; [Вступ. ст. С. А. Крыжановского, с. 5-36]. Ленинград: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1988. 559 с.

Публий В.М. Первая книга «Энеи ды» / Под общ. ред. А. В. Подосинова. 2-е изд., испр. Москва: Импэт о, 2009. 104 с.

Загрузки

Опубликован

2023-01-15

Как цитировать

1.
Бахаева ЛМ, Муратова ЕН. Изучение «качественных слов» на материале художественной литературы. УО [Интернет]. 15 январь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(1):195-201. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/757