Когнитивные архитектуры в обучающих системах технологических вузов

Авторы

  • Наталья Владимировна Поморцева Институт русского языка им. Патриса Лумумбы
  • Марина Николаевна Куновски Институт русского языка им. Патриса Лумумбы
  • Денис Геннадьевич Коровяковский Институт русского языка им. Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.25726/u0859-8577-1345-e

Ключевые слова:

когнитивная архитектура, обучающие системы, технологические вузы, Российская Федерация, статистический анализ, моделирование

Аннотация

В современной Российской Федерации вопросы применения когнитивных архитектур в обучающих системах технологических вузов являются актуальными и малоисследованными. В контексте глобальной дидактической эволюции и растущей зависимости от комплексных технологических инструментов, анализ и оптимизация когнитивных моделей становятся ключевыми факторами для эффективного образовательного процесса. В данной статье проводится комплексный анализ существующих когнитивных архитектур в российских технологических вузах на основе данных, полученных из 15 ведущих учебных заведений страны за период 2015-2021 гг. Исследование включает в себя качественный и количественный анализ, применение статистических методов для выявления зависимостей между различными параметрами, а также моделирование потенциальных сценариев развития. Основываясь на данных, полученных из 15 ведущих технологических вузов Российской Федерации за период с 2015 по 2021 год, можно утверждать, что в 67,3% случаев используется гибридная когнитивная архитектура. В частности, в Московском Физико-Техническом Институте (МФТИ) и Санкт-Петербургском Политехническом Университете (СПбПУ) доля гибридных систем составляет 72,5% и 70,8% соответственно. Эти архитектуры обычно сочетают элементы, основанные на правилах, и нейронные сети для моделирования когнитивных процессов студентов.

Библиографические ссылки

Баксанский О.Е. Персональное конструирование реальности // Ноосферные исследования. 2022. Вып. 1. С. 19-29.

Белослудцева Н.В., Петунин О.В. Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2(18). С. 91-94.

Беседина И.В. Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании: диссертация кандидата педагогических наук. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2015. 221 с.

Васильев Л.И. Нелинейная логика организации образовательного процесса: и педагогическая инновация и императив модернизации // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1(68). С. 66-74

Гарькина И.А., Данилов А.М. Когнитивное моделирование образовательной системы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Том 25. №2. С. 6-10.

Голубев И.К. Разработка моделей и программ для реализации компонентов цифровой подстанции: выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). СПб.: СПбПУ Петра Великого, 2022. 72 с.

Демидова Н.В. Социокультурные основания современной образовательной парадигмы (философский анализ) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2011. Вып. 5. С. 270-274.

Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 66 с.

Кликунов Н.Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России // Высшее образование в России. М., 2017. № 3. С. 81.

Луценко Е.В. Атрибуция анонимных и псевдонимных текстов в системно-когнитивном анализе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар: КубГАУ, 2004. №03(005). С. 44 - 64. IDA: 0050403003. URL: http://ej.kubagro.ru/2004/03/pdf/03.pdf

Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. вып. 1. С. 94.

Петров А.Н., Сартори А.В., Филимонов А.В. Комплексная оценка состояния научно-технических проектов через уровень готовности технологий // Экономика науки. 2016. Т 2. № 4. С. 244-260.

Проскуряков В. Когнитивные радиосистемы в сетях тактического назначения // Электронные компоненты. 2014. № 3. С. 36-38.

Рыбакова Г.Р., Клочков В.П., Кротова И.В., Малькова Т.В. Анализ современных подходов к моделированию учебной информации // Гуманитарные науки (Ялта). 2019. №4. С. 104-110.

Саид М.А., Михалев О.А., Сорокин К.Н. Когнитивный подход к управлению радиочастотным спектром сети радиосвязи транспортных систем // Материалы международной научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы». СПб, 2016. Т. 2.С. 100-115.

Сорокин К.Н., Гель В.Э., Никольский С.В., Шевченко А.А. Когнитивная инфокоммуникационная система военного назначения // Научно-технический сборник Минобороны России. 2017. № 1. С. 160-168.

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Поморцева НВ, Куновски МН, Коровяковский ДГ. Когнитивные архитектуры в обучающих системах технологических вузов. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(11-1):84-91. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1142

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.