Возможности применения интенсивных технологий обучения в подготовке специалиста в области медиакоммуникаций
Ключевые слова:
подготовка специалиста в области медиакоммуникаций, интенсивные технологии обучения, бинарная лекция, метод «жужжащих групп», интеллект-карты, папка с входящими документамиАннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования методического обеспечения подготовки специалистов в области медиакоммуникаций в условиях цифровой трансформации медиаиндустрии и системы высшего образования. Цель работы - выявить возможности применения интенсивных технологий обучения для формирования профессиональных компетенций у студентов направления подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации». Методологическую основу составили деятельностный и контекстный подходы, а также комплекс эмпирических методов: опрос, анкетирование, интервью, фокус-группы (выборка – 109 человек). Ключевые результаты: 1) выявлены дефициты традиционной методики преподавания профильных дисциплин; 2) определены оптимальные интенсивные технологии для внедрения (бинарная лекция, метод «жужжащих групп», интеллект-карты и др.); 3) экспериментально доказана их результативность для развития познавательного интереса, коммуникативных способностей и практических навыков обучающихся; 4) разработаны методические рекомендации по интеграции данных технологий в учебный процесс. Исследование имеет прикладное значение для модернизации образовательных программ подготовки медиаспециалистов. Дальнейшие изыскания целесообразно направить на масштабирование и комплексную оценку эффектов выявленных педагогических инноваций.
Библиографические ссылки
Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2(220). С. 133-138.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
Вартанова Е.Л. Медиасистема в России: уч. пос. для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2015.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа,1991. 207 с.
Волкова В.В., Суворов В.Л., Федотов В.В. Технологии профессионально ориентированного обучения: уч. пос. М.: ВАГШ, 2012. 178 с.
Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа: учебник для вузов. М.: ИД ВШЭ, 2017.
Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского университета, 1986.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 316 с.
Лазутова М.Н., Правдина М.В. Медиаобразование в России: опыт и перспективы. М.: РГГУ, 2018.
Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. 69 с.
Мясникова М.А. Практическая подготовка арт-журналистов в рамках профессионального медиаобразования // Медиаобразование. 2019. № 1. рр. 89-106.
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 30. Р. 185.
Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория: уч. пос. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.
Digital News Report 2022. Reuters Institute and University of Oxford. https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/digital-news-report/2022
Deuze M. Media life and media work. Cambridgeshire: Polity. Press, 2012.
Fedorov A., Levitskaya A. The framework of media education and media criticism in the contemporary world: The opinion of international experts // Comunicar, 2005. № 23(45). рр. 107-115.
Fulton J., McIntyre P. Creativity and cultural production: Issues for media practice. L.: Palgrave Macmillan, 2012. 87 р.
Schwab K. The fourth industrial revolution. Ginebra: World Economic Forum, 2016. 172 pp.