Обучение фонетике русского языка вне естественной языковой среды
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, Мьянма, произношение русских звуков, фонетика, акцент, интерференция.Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения фонетике русского языка в университетах Мьянмы, где русский язык преподается вне естественной языковой среды. Актуальность исследования обусловлена сложностью преподавания фонетики без погружения в языковую среду. Целью работы является выявление проблем, возникающих в процессе преподавания фонетики русского языка мьянманским студентам, и определение возможных путей их решения. Методы исследования включают контент-анализ научной литературы, а также анкетирование преподавателей и студентов Янгонского университета иностранных языков. Анализ результатов анкетирования позволил определить основные трудности преподавания фонетики русского языка вне русскоязычной среды: существенные различия в фонетических системах русского и бирманского языков; отсутствие возможности языковой практики; преподавание русского языка неносителями. Опираясь на проведенное исследование, авторы выдвигают гипотезу об эффективности применения специально разработанного цифрового образовательного ресурса, позволяющего компенсировать отсутствие естественной языковой среды с учетом особенностей родного языка студентов. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в поиске путей повышения эффективности обучения фонетике русского языка в условиях отсутствия языковой среды. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой и внедрением цифровых образовательных ресурсов, учитывающих специфику целевой аудитории.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
Барановская С.А. Принципы сопоставления фонетических систем. // Тезисы научно-методической конференции кафедры русского языка, посвященной 10-летию УДН. М.: Изд-во РУДН, 1971.
Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. Лингафонный курс для иностранцев. 3-е изд. М., 1977. 279 с.
Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: МГУ, 1963. 306 с.
Будник Е.А. Фонетическая интерференция и иностранный акцент при обучении русскому произношению // Lingua Mobilis. 2012. № 3(36). С. 171-179.
Вагнер В.Н. Лингвоориентированная методика преподавания русского языка как иностранного. Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учеб. монограф. Под общ. ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. М., 2002. С. 60-74.
Варламова И.Ю. Интонационная синонимия и формирование перцептивных интонационных эталонов у иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 1. С. 50- 55.
Галеева М.М. Фонетический аспект в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе обучения: тексты лекций. М.: Университет дружбы народов, 1984. 49 с.
Дерябина С.А., Любимова Н.А. Фонетизация обучения русскому языку как иностранному в цифровом гуманитарном знании: теоретический аспект // Русистика. 2021. Т. 19. № 3. С. 298-312.
Логинова И.М. Фонетический аспект обучения на кафедре русского языка и методики его преподавания РУДН // Русистика. 2015. №2. С.16-23.
Нве Н.Л. О преподавании русского языка в Мьянме (на примере Янгонского университета иностранных языков) // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: мат. Междунар. науч.-прак. конф. Под ред. С.А. Вишнякова. М.: МПГУ, 2021. С. 382-386.
Рассказов С.А. Обучение фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку при использовании интегративного подхода // Тестология. 2020. № 2(14). С. 90-103.
Свешникова О.А. Использование фонологической теории Е.А. Брызгуновой при обучении РКИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2. С. 24-29.
Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. Саратов, 2001. С. 16-28.
Тарасова Е.Н., Нве Н.Л. Профессионально-ориентированная мотивация бирманских студентов при изучении РКИ (на примере глаголов движения) // Современные тенденции в преподавании и изучении русского языка как иностранного: мат. Междунар. науч.-прак. конф. М.: МПГУ, 2022. С. 330-334.
Тин У. Х., Кузьмина В.М. Основные трудности изучения русского языка обучающимися из Мьянмы // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: мат. III Межвуз. науч.-метод. конф. Санкт-Петербург: Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 2021. С. 527-531.
Шустикова Т.В. Лингвокоммуникативный потенциал вводного фонетико-грамматического курса (русский язык как иностранный) // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. № 5. С. 130–140.
Шустикова Т.В. Методическая разработка вопросов формирования русского произношения иностранного учащегося в процессе создания лингвистической компетенции // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. № 1. С. 29-37.
Шустикова Т.В. Русская фонетическая культура инофона: лингводидактический аспект: моногр. М.: РУДН, 2010.
Шустикова Т.В. Фонетическая культура русской речи и толерантность устного общения в условиях многоязычия // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2014. № 4. С. 52-57.
Янь Ц., Щеглова И.В. Основные принципы и методические приемы эмотивно-рефлексивного подхода к обучению русской фонетике студентов-инофонов на начальном этапе обучения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 3. С. 301-304.