Инновационные подходы к формированию цифровой грамотности у студентов педагогических вузов
Ключевые слова:
цифровая грамотность, педагогическое образование, инновационная модель обучения, персонализация, проектное обучение, цифровые компетенцииАннотация
В статье рассматривается проблема формирования цифровой грамотности у будущих педагогов в контексте цифровизации образования. На основе анализа современной научной литературы выявлено, что существующие подходы к развитию цифровых компетенций студентов педагогических вузов не в полной мере отвечают требованиям цифровой экономики и общества. Цель исследования - разработать и апробировать инновационную модель формирования цифровой грамотности у будущих учителей, основанную на принципах персонализации, интерактивности и проектного обучения. Методы исследования включали теоретический анализ литературы, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, статистическую обработку данных. В ходе экспериментальной работы доказана эффективность предложенной модели: у студентов экспериментальной группы значимо повысился уровень цифровой грамотности, улучшились показатели мотивации и вовлеченности в учебный процесс. Полученные результаты имеют высокую теоретическую и практическую значимость, могут быть использованы для модернизации системы подготовки педагогических кадров в условиях цифровой трансформации образования. Перспективы дальнейших исследований связаны с масштабированием модели, разработкой диагностического инструментария для оценки цифровой грамотности педагогов.
Библиографические ссылки
Афонина Н. Компетентностный подход в образовании // Справочник от Автор 24: сайт. 2023. https://spravochnick.ru/pedagogika/kompetentnostnyy_po dhod_v_obrazovanii/
Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.
Галкин Д.В. DigitalCulture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. С. 11-16.
Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 15-25.
Горбунов А.С. Личность и цифровые технологии в информационном массовом обществе // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 8-16.
Горюнова М.А., Лебедева М.Б., Топоровский В.П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // Человек и образование. 2019. № 4(61). С. 83-89.
Дмитриева Е.Е. Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 3. С. 19-25.
Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 66-71.
Елькина, Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 195-203.
Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Цифровая культура – исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник ГУУ. 2020. № 5. С. 7-9.
Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. К вопросу применения электронных образовательных ресурсов в обучении специалистов среднего звена // Среднее профессиональное образование. 2017. № 1. С. 55-57.
Керре М. С. Что такое функциональная грамотность? 2022. https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost/
Кравцов А.О. Управление изменениями в условиях новой нормальности в контексте концепции BANI-мира // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. С. 56-60.
Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Курс для учителей русского языка как родного (II-III ступени обучения). Narva: Tartu Ulikool. Narva kolledz, 2012. 56 с.
Обучение и развитие. Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
Педагогика здравого смысла. Под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
Соловей М.В. Цифровая образовательная среда школы как важнейший элемент и фактор успешной реализации национального проекта «Образование»: презентация. Изд-во «Русское слово» // МБОУ ДО «Научно-информационно-методический центр» (г. Уфа): сайт. 2021. https://nimc-ufa.ru/files/537/ger6jLtVnHV4k64HyqbG4BV2ZhhvBQy 6.pdf
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 2018. http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
Школьникова М.Ю., Черепанова О.А., Якубовская Т.В., Денисова Ю.В. Разработка оценочного инструментария региональных исследований качества образования на основе практики международных исследований // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2019. № 3(8). С. 7-12.