Игровые технологии как средство повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе

Авторы

  • Нурхажи Урумбайевич Амирхажиев Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Тимерлан Ибрагимович Усманов Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

игровые технологии, мотивация, изучение английского языка, обучающие игры, познавательный интерес, языковые компетенции, педагогический эксперимент.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию потенциала игровых технологий как средства повышения мотивации студентов к изучению английского языка в вузе. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных педагогических инструментов, способных обеспечить вовлеченность учащихся в образовательный процесс и устойчивый интерес к освоению иностранного языка. Цель работы заключается в выявлении особенностей влияния игровых методик на мотивационную сферу студентов. В задачи входит анализ теоретических основ игрового обучения, разработка и апробация комплекса игровых заданий, оценка их мотивирующего эффекта. Методология исследования носит комплексный характер и включает теоретический анализ научной литературы, педагогическое моделирование, опытно-экспериментальную работу, количественные и качественные методы сбора и обработки эмпирических данных (анкетирование, тестирование, наблюдение, статистический анализ). В ходе исследования получены следующие основные результаты: 1) обоснована целесообразность интеграции игровых технологий в процесс обучения английскому языку в вузе; 2) предложена авторская классификация обучающих игр по критерию доминирующей мотивационной ориентации; 3) экспериментально доказана эффективность применения разработанного игрового комплекса для повышения интереса студентов к изучению английского языка. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении мотивационных механизмов игрового обучения, углублении научных представлений о факторах и способах активизации познавательной деятельности студентов. Практическая ценность работы определяется возможностью широкого внедрения апробированных игровых методик в вузовскую практику преподавания английского языка. Перспективы дальнейшего изучения проблемы связаны с разработкой целостной концепции игрового обучения иностранному языку в высшей школе.

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.

Дэвидсон Д., Митрофанова О.Д. Функционирование русского языка: методический аспект. Пленарный доклад на VII конгрессе МАПРЯЛ. М.: Русский язык, 1990. 11 с.

Жукова Т.В. Проблемы повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 45-49.

Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2006. 192 с.

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ИЦ «Академия», 2001. 272 с.

Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 2004. 522 с.

Матухин Д.Л. Эффективность игровых технологий в обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6(147). С. 110-114.

Орехова Ю.М. Дидактические игры как средство формирования интереса к изучению иностранного языка у студентов педагогического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 96-106.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филоматис, 2008. 188 с.

Hadfield J. Advanced Communication Games. Harlow: Longman, 1987. 128 p.

Horwitz E.K. Language Anxiety and Achievement // Annual Review of Applied Linguistics. 2001. Vol. 21. рр. 112-126.

Johnson D.W., Johnson R.T. Cooperation and the use of technology // Handbook of Research for Educational Communications and Technology. N.Y.: Simon and Schuster Macmillan, 1996. рр. 1017-1044.

Загрузки

Опубликован

2024-05-15

Как цитировать

1.
Амирхажиев НУ, Усманов ТИ. Игровые технологии как средство повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе. УО [Интернет]. 15 май 2024 г. [цитируется по 31 октябрь 2024 г.];14(5-1):67-75. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1605

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>