Методические аспекты преподавания иностранных языков в высшей школе в условиях цифровизации образования

Авторы

  • Тимерлан Ибрагимович Усманов Чеченский государственный педагогический университет
  • Лариса Юнусовна Исраилова Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

преподавание иностранных языков, высшая школа, цифровизация образования, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),, методика обучения, смешанное обучение, проектная деятельность, геймификация, управление образованием

Аннотация

В данной статье рассматриваются методические аспекты преподавания иностранных языков в высшей школе в условиях цифровизации образования и управления им. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их активным внедрением в образовательный процесс, что требует от преподавателей адаптации традиционных методов обучения и разработки новых подходов. Цель исследования - проанализировать существующие методики преподавания иностранных языков в вузах и выявить наиболее эффективные в условиях цифровой трансформации образования. В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы, включая анализ научной литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта, анкетирование и интервьюирование преподавателей и студентов. В анкетировании приняли участие 20 преподавателей иностранных языков из ведущих вузов Чеченской Республики, а также 80 студентов этих вузов. Интервью было проведено с 10 преподавателями, имеющими опыт использования ИКТ в обучении более 5 лет. Анализ полученных данных показал, что 87% преподавателей активно используют ИКТ в своей практике, при этом 65% отмечают недостаточную методическую и техническую поддержку со стороны вузов. Наиболее эффективными методиками в условиях цифровизации, по мнению респондентов, являются смешанное обучение (73%), проектная деятельность с использованием онлайн-инструментов (68%), геймификация (58%). Студенты в целом положительно оценивают применение ИКТ в изучении языков: 82% считают, что это повышает их мотивацию и вовлеченность, 76% отмечают возможность индивидуализации обучения. Однако 54% опрошенных испытывают трудности при самостоятельной работе с онлайн-ресурсами. Интервью с преподавателями позволило выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются при внедрении ИКТ: недостаток времени на освоение новых инструментов (67%), необходимость перестройки курсов (60%), технические сложности (53%). В то же время большинство интервьюируемых (87%) видят в цифровизации новые возможности для профессионального развития и повышения качества обучения. Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что цифровизация образования ставит перед преподавателями иностранных языков новые задачи, решение которых требует не только технологической оснащенности, но и разработки инновационных методик, учитывающих специфику предмета и запросы обучающихся. Дальнейшие перспективы связаны с более глубоким изучением факторов, влияющих на эффективность применения ИКТ в языковой подготовке, а также с распространением лучших практик в педагогическом сообществе.

Библиографические ссылки

Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 98 с.

Бовтенко М.А. Типология компьютерных учебных пособий // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 2(6). С. 80-83.

Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 354 с.

Веселова П.Н. Цифровые инструменты в работе современного преподавателя РКИ // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства: мат. XIII Межд. науч.-прак. конф. студ., асп. и мол. Уч. (26 ноября 2021 г., Москва). М.: МГЛУ, 2022. С. 167-172.

Гарцов А.Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2007. № 2. С. 41-48.

Глизбург В.И. Цифровая дидактика как дисциплина программы магистерской подготовки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 2. С 180-187.

Дунаева Л.А., Левина Г.М., Богомолов А.Н., Васильева Т.В. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5(282). С. 4-9.

Дьякова Т.А., Жеребцова Ж.И., Холодкова М.В. Создание цифровой образовательной среды по изучению РКИ арабоязычными студентами на начальном этапе // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: мат. XI Межд. науч.-прак. конф. (14-15 апреля 2022 г., Тамбов). Тамбов: ИД «Державинский», 2022. С. 14-18.

Дьякова Т.А., Жеребцова Ж.И., Холодкова М.В. Учебный лонгрид как способ организации цифрового образовательного интернет-ресурса по русскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 194. С. 113-124.

Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Калимуллина А.А. О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2 (92). С. 20-34.

Информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному: история, современное состояние, перспективы: колл. моногр. под ред. В.Б. Куриленко, О.И. Руденко-Моргун. М.: Экон-Информ, 2019. 243 с.

Кожевникова М.Н., Хамраева Е.А., Ряузова О.Ю., Юдушкина О.В. Формирование социокультурной среды средствами лингвострановедческого контента при обучении РКИ // Наука и школа. 2021. № 6. С. 162-172.

Лапидус Л.В. Стратегии цифровой трансформации бизнеса в условиях нарастающей турбулентности цифровой среды // Управление бизнесом в цифровой экономике: мат. IV Межд. конф. (18-19 марта 2021 г., Санкт-Петербург). СПб.: СПб ГУПТД, 2021. С. 20-25.

Лебедева М.Ю. Цифровая трансформация в обучении русскому языку: ожидания преподавателей // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 1339-1343.

Лебедева Ю. Индивидуализируем онлайн-обучение РКИ: некоторые принципы разработки цифрового учебного контента // Многоязычие и межкультурная коммуникация: Вызовы XXI века: мат. II Межд. конф. (16-23 июля 2016 г., Пула). Пула: Инновации и эксперимент в образовании, 2016. С. 343-347.

Левина Г.М. Специфика преподавания РКИ в цифровую эпоху. Ч. 1. Уровень А1: моногр. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 190 с.

Марьянчик В.А., Попова Л.В. Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образования: подходы и мнения (по мат. науч. публ. за 2021 г.) // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 8-19.

Загрузки

Опубликован

2024-04-15

Как цитировать

1.
Усманов ТИ, Исраилова ЛЮ. Методические аспекты преподавания иностранных языков в высшей школе в условиях цифровизации образования. УО [Интернет]. 15 апрель 2024 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];14(4-1):123-3. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1489

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>