Экспериментальное исследование эффективности цифровых технологий в обучении иностранным языкам студентов российских вузов
Ключевые слова:
цифровые технологии, обучение иностранным языкам, эффективность, эксперимент, российские вузы, языковые компетенции, мотивацияАннотация
Статья посвящена экспериментальному исследованию влияния цифровых технологий на эффективность обучения иностранным языкам студентов российских вузов. Актуальность темы обусловлена растущей ролью цифровизации в системе высшего образования и необходимостью поиска оптимальных методов интеграции цифровых инструментов в процесс языковой подготовки. Цель исследования – оценить эффективность использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам студентов на основе эмпирических данных. В ходе эксперимента, проведенного в 2022-2023 учебном году на выборке из 120 студентов трех российских вузов, были использованы методы анкетирования, тестирования, статистического анализа. Результаты показали, что применение цифровых технологий (мобильных приложений, онлайн-платформ, мультимедийных ресурсов) способствовало повышению уровня языковых компетенций студентов в среднем на 23% (p<0,01), а также росту их мотивации и вовлеченности в учебный процесс. Выявлена положительная корреляция между интенсивностью использования цифровых инструментов и динамикой языковых навыков (r=0,68; p<0,01). Полученные данные подтверждают эффективность интеграции цифровых технологий в языковое образование и открывают перспективы для дальнейших исследований в этом направлении.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124-140.
Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы – современная концепция в образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 53-58.
Ивкина М.И. Опыт реализации массового открытого онлайн-курса по английскому языку для студентов ПНИПУ // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 222-228.
Кузьмина М.А. Использование массовых открытых онлайн-курсов для развития языковых компетенций // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4(40). С. 241-246.
Логинова А.В. Опыт создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку как иностранному // Филологический класс. 2018. № 4(54). С. 78-84.
Малькова А.П. Дидактический потенциал массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранным языкам // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 1(17). С. 76-83.
Нестерова Н.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении иностранному языку в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 60-65.
Плеханова М.В. Особенности разработки и использования массовых открытых онлайн-курсов по иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 3. С. 492-496.
Подопригорова Л.А., Назаренко А.Л. Разработка модели массового открытого онлайнкурса по иностранному (английскому) языку // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 100-112.
Соловова Е.Н. Массовые открытые онлайн-курсы: становление и развитие. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2018. 220 с.
Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университета // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 65-74.
Титова С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 1. С. 53-58.
Травкин И.Ю. Массовые открытые онлайн курсы в образовательном процессе: зарубежный опыт // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 184-194.
Фомина А.С. Смешанное обучение иностранному языку в вузе на базе массовых открытых онлайн-курсов // Иностранные языки в высшей школе. 2017. № 2. С. 25-32.
Чикризова К.В. Дидактические возможности использования массовых открытых онлайн-курсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12-3(90). С. 561-564